Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Кому отдать кошелек?

На одном из заседаний Бюджетной комиссии прозвучало предложение о переводе казначейского обслуживания бюджета из Минфина Карелии в Управление федерального казначейства, мотивированное уменьшением расходов республиканского бюджета. Оно не встретило поддержки у членов комиссии. Почему? За комментариями я обратился к заместителю министра финансов Вячеславу Рагозину.

- Выбором варианта казначейского обслуживания, - говорит он, - мы активно занимались пять лет назад и после изучения положительных и отрицательных сторон пришли к нынешней системе. Как и все, сделанное человеком, она не идеальна, но по нашему убеждению соответствует сегодняшним реалиям. В то время так же звучали предложения о ведении лицевых счетов в Управлении «хоть с завтрашнего дня». Но мы тогда, как и сегодня, хорошо понимали нереальность этой идеи.

- Если пояснить более доходчиво, что могла бы означать передача казначейского исполнения бюджета республики в Управление федерального казначейства?

- Поясню на бытовом уровне - передать лицевые счета на обслуживание в Управление федерального казначейства означает примерно то же самое, что передача своего кошелька с деньгами хорошему, но чужому дяде.

- Однако, ряд регионов именно так и живет – с кассой у «чужого дяди».

- Конечно, привыкнуть можно ко всему. Но по своей воле человек разумный собственный кошелек не отдает.

- Напомните, как создавалась нынешняя система казначейского исполнения?

- Создавалась нелегко. Об атмосфере того времени можно судить, например, по письму 2004 года восьми докторов экономических наук в Сообщество финансистов России, в котором подвергалась резкой критике идея о кассовом обслуживании исполнения региональных и муниципальных бюджетов Федеральным казначейством.

Ученые – экономисты доказывали, что казначейство, не являясь кредитной организацией, не несет ответственности за чужие деньги, а финансовые органы не смогут получать своевременную и достоверную информации о прохождении бюджетных средств и, соответственно, ими эффективно распоряжаться. Органы Федерального казначейства, по мнению ученых, не несут ответственности и за своевременность и полноту перечисления бюджетных средств получателям, а также за своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей, поскольку не санкционируют расходы. При этом вся ответственность за расходование средств лежит на финансовых органах, что неизбежно приводит к созданию в этих органах параллельных структур для учета и анализа движения средств. От себя попутно добавлю, что в районах республики, где местные органы перешли на обслуживание в Управление, именно так и происходит.

Кассовое обслуживание Федеральным казначейством означает осуществление транзита платежных документов в электронном виде, а санкционирование расходов и ответственность за использование бюджетных средств в полном объеме остается за финансовым органом.

- Оправдались ли опасения ученых – авторов упомянутого письма?

- В известной мере, да. Вот свежий пример из профессионального журнала «Финансы» № 4 – 2009 года, в котором Министр финансов Нижегородской области О.Ю.Сулима дает оценку перехода на кассовое обслуживание в Федеральное казначейство. Она пишет, что «значительно увеличилось время прохождения бюджетных средств, если раньше, когда бюджеты имели самостоятельные счета в Центральном банке РФ, зачисление и расходование бюджетных средств осуществлялось в течение одного рабочего дня, то сейчас процесс растягивается минимум на три дня… Чтобы учителя вовремя получили заработную плату необходимо начать перечислять средства минимум за 7 дней». Нижегородский коллега также критикует право Федерального казначейство на списание со счетов бюджета остатков средств, которое не только нарушает права органов местного самоуправления, но и серьезно дестабилизирует исполнение местных бюджетов.

- Чем эта система отличается от действующей в Карелии?

- Казначейские системы у нижегородцев и у нас почти не отличаются. Но мы в Карелии были одними из первых в стране, кто нашел решение проблемы четыре года назад в условиях становления региональных казначейств, в значительной мере благодаря личной поддержке заместителя Министра финансов России Т.Г.Нестеренко, возглавлявшей тогда Федеральное казначейство. Суть системы состоит в том, что единый счет бюджета находится в Управлении ФК по РК, а лицевые счета 383-х получателей средств бюджета республики ведутся в казначействе Минфина. По такой системе сейчас работают многие регионы страны.

- Чем завершилась дискуссия на заседании Бюджетной комиссии?

- Был удивлен прозвучавшему предложению, которое, казалось, давно и досконально проработано, получило одобрение на всех уровнях. Конечно, ничто не вечно, и можно «начать сначала», но в условиях кризиса ломать сложившуюся систему вряд ли разумно. Соблазн сэкономить велик, но это тот случай, когда экономия вредит экономике. Большинством голосов комиссия отклонила предложение.

Сотрудниками казначейства Минфина Карелии только в 2008 году предотвращено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 138 млн.рублей.

Беседовал Наиль ШАБИЕВ

Техническая поддержка портала
Создано 11 августа 2009. Отредактировано 11 августа 2009.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.