Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Долговая политика муниципальных образований

Опыт развития муниципалитетов, в том числе и международный, показывает, что наличие дефицита местного бюджета не расценивается, как негативный фактор, а является обычной практикой цивилизованного развития экономики на местах, направленной на развитие территорий и привлечение инвестиций. О том, как покрывается этот дефицит у нас в республике, мы беседуем с начальником отдела кредитных ресурсов и обслуживания долга Министерства финансов Зоей Черняевой.

- В соответствии с действующим законодательством, - говорит она, - муниципальные образования вправе покрывать дефицит местного бюджета как за счет изменений остатков средств на счетах и продажи акций, так и за счет заемных средств. Это могут быть муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг, и кредиты, как от других бюджетов, так и от кредитных организаций.

В мировой практике капитальные расходы в качестве капитальных вложений принято финансировать за счет внешних источников (т.е. за счет заимствований в форме облигационных займов). К сожалению, в настоящее время российский рынок не готов к обращению муниципальных облигаций, и это существенно ограничивает возможности местных властей планировать капитальные расходы.

Задолженность по муниципальным заимствованиям и составляет долг муниципального образования, или муниципальный долг.

В состав муниципального долга также включаются и муниципальные гарантии, т.е. обязательства муниципалитетов погасить долг хозяйствующего субъекта в случае неисполнения последним своих обязательств перед кредитором. Такие обязательства не приводят к привлечению финансовых средств в бюджет, и именуются условными.

Необходимо сразу подчеркнуть, что по действующему законодательству субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга. Иными словами, формально Республика Карелия не несет ответственности за долговую политику муниципальных образований. Тем не менее, вопросы управления муниципальным долгом, по нашему убеждению, должны находиться и находятся под постоянным контролем исполнительной власти республики, тем более в условиях, когда российская экономика переживает последствия мирового финансового кризиса.

- Бюджетным законодательством предусмотрена единая система регистрации долговых обязательств муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации. Как это осуществляется на деле?

- Муниципальные образования обязаны вести муниципальную долговую книгу и регистрировать в ней все принятые долговые обязательства. Информация из муниципальных долговых книг предоставляется ежемесячно в Министерство финансов республики для свода, сверки ее с данными бухгалтерского учета и последующего направления в Минфин России.

Логично, что для финансирования дефицита собственных бюджетов муниципальные образования республики, прежде всего, прибегают к заемным средствам из бюджета Республики Карелия, которые до 2005 года оформлялись в форме беспроцентных бюджетных ссуд. С 2005 года бюджетные ссуды для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления заменены на бюджетные кредиты, предоставляемые на платной основе, что, по мнению Минфина России должно было исключить стимулы к бесплатным деньгам.

- Если анализировать структуру муниципального долга в целом по Карелии, на начало 2005-го и 2009 года, изменилась ли она?

- Да, причем, существенно. Так в 2005 году муниципальные образования числили на своих балансах задолженность в объеме чуть более 1 миллиарда рублей. При этом 72 процента задолженности составляли долги перед бюджетом республики по предоставленным бюджетным ссудам, 16 процентов - перед коммерческими банками и 11 процентов задолженности составлял субзайм Международного банка развития и реконструкции, предоставленный в 1996 году Петрозаводску на реализацию проекта «Передача ведомственного жилого фонда».

На начало 2009 года долговая картина муниципальных образований изменилась. В целом объем муниципального долга сократился на 16 процентов. Структура муниципального долга выглядит следующим образом.

Бюджетные кредиты из вышестоящего бюджета (бюджета РК), не превысили 37 процентов. Вместе с тем, задолженность перед коммерческими банками возросла до 57 процентов. Воспользовались муниципальные образования и правом предоставлять муниципальные гарантии, доля которых в муниципальном долге составила 6 процентов. Гарантии предоставляли Петрозаводский городской округ, Олонецкий и Сортавальский муниципальный районы.

В целях недопущения ситуации 1998 года, когда не только Российская Федерация, но и органы исполнительной власти России, а также муниципальные образования оказались неспособны отвечать по своим долговым обязательствам, в российское бюджетное законодательство было внесено ряд серьезных норм, ограничивающих параметры долга.

Так, для муниципальных образований размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 процентов общего годового объема собственных доходов бюджета, а предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем собственных доходов бюджета. Для расходов на обслуживание долга (процентов по кредитам и займам) установлен предел – не более 15 процентов расходов местного бюджета.

Многолетний мониторинг муниципального долга показывает, что ограничения, установленные Бюджетным кодексом РФ, в целом нашими муниципальными образованиями соблюдаются. В случае возникновения опасного уровня долговой нагрузки на бюджет (по нашей оценке, это более 50 процентов собственных доходов), Министерство финансов республики направляет в адрес муниципального образования соответствующие рекомендации по оптимизации объема и структуры муниципального долга.

Беседу вел Наиль ШАБИЕВ

Техническая поддержка портала
Создано 13 августа 2009. Отредактировано 13 августа 2009.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.