Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Зарплата зависит от качества

С 1 января текущего года в бюджетной сфере республики начали действовать новые системы оплаты труда. Уже можно подвести некоторые итоги, рассказать о плюсах и минусах новшества. Однако разговор с начальником отдела финансов образования, здравоохранения и культуры Минфина Валентиной Голубковой начался с экскурса в историю, информации об особенностях новых систем оплаты труда.

- Система оплаты труда работников бюджетной сферы в России за последние полвека, - говорит она, - кардинально изменялась трижды. До 1992 года на протяжении более 30 лет оплата труда работников зависела от специального образования и стажа работы по специальности, по занимаемой должности. Градация была до 5 лет, 5-10 лет, 10 -25 лет и более 25 лет. На 1 этапе разница в ставках составляла примерно 25 процентов, а далее 10 процентов, ставки специалистов-бюджетников в сельской местности на 3-5 процентов были выше, чем в городе.

С 1 декабря 1992 года осуществлен переход на Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы. Ее введение в условиях жесткой экономии и нехватки бюджетных средств было оправдано. Единая сетка предполагала деление всех сотрудников на 18 разрядов, которые определялись по результатам аттестации.

Тарифные коэффициенты устанавливались на уровне Российской Федерации. Практически сразу к тарифной сетке стали применяться исключения для различных категорий бюджетников. В целом за 16 лет вышло более одной тысячи нормативных правовых актов, предусматривающих особые компенсационные и стимулирующие надбавки для отдельных бюджетных учреждений и работников.

Единая тарифная сетка основывалась на распределительных принципах. Достаточно человеку было выйти на работу, заняв определенную должность, и он уже получал зарплату, прописанную по тарифной сетке. Никаких систем, стимулирующих его к качественному интенсивному труду, сетка не предусматривала. И зачастую специалисты, работающие в различных отраслях и имеющие разный уровень квалификации, получали одинаковую заработную плату.

- И вот введены новые системы оплаты труда. Что предшествовало этому?

- Работа по реформированию оплаты труда работников бюджетной сферы началась в связи с изменениями, внесенными в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации. Введение новых систем оплаты труда в Карелии осуществлено в соответствии с едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов на 2009 год.

- Каковы же эти рекомендации?

- Размеры и условия оплаты труда не могут быть ниже (хуже) размеров и условий оплаты труда, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления. Заработная плата каждого работника должна зависеть от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером. В числе этих рекомендаций также обеспечение работодателем равной оплаты за труд равной ценности, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы. В республике все эти принципы соблюдены.

- В чем принципиальное отличие новых систем оплаты труда от единой тарифной сетки?

- Прежде всего, новые системы оплаты разделяют сотрудников по видам экономической деятельности, это даже не отраслевые, а ведомственные системы. Это позволяет максимально учесть специфику труда практически в каждом бюджетном учреждении и позволяет более эффективно осуществлять стимулирование сотрудников. Зарплата работников с введением новых систем может увеличиться в зависимости от результатов и качества его труда, а может остаться на уровне гарантированной ее части.

Впервые за всю историю Российской Федерации даны очень большие полномочия руководителям бюджетных учреждений в вопросах распределения фонда оплаты труда и найма специалистов, которые необходимы для исполнения задач, стоящих перед учреждением.

- То есть руководитель полновластный хозяин?

- Это не совсем так. Система оплаты труда устанавливается в каждом бюджетном учреждении отдельно. Такое решение руководитель принимает по согласованию с трудовым коллективом и профсоюзной организацией. При этом он ориентируется на примерные Положения, принятые вышестоящими органами исполнительной власти, нормы, прописанные в Трудовом кодексе и ряде Постановлений Правительства РФ и Республики Карелия.

Заработная плата руководителей учреждений зависит от заработной платы основного персонала, то есть работников непосредственно обеспечивающих выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.

- Из чего теперь складывается зарплата работников бюджетных учреждений?

- Она состоит из трех частей: оклада, компенсационных выплат за особые условия труда и стимулирующих выплат, связанных с качеством и количеством труда конкретного работника.

Для введения НСОТ фонды оплаты труда государственных и муниципальных учреждений республики на 2009 год увеличены на 9 процентов, то есть на указанные цели направлено около 800 миллионов рублей.

- Реформирование системы оплаты труда совпало с кризисом. Что можно в такой ситуации сказать о дальнейшей индексации фондов оплаты труда в республике?

- Этот вопрос будет рассматриваться в зависимости от роста экономических показателей развития Карелии. Однако следует учитывать, что индексация фондов заработной платы - это не единственный источник обеспечения роста зарплаты в бюджетной сфере. С введением НСОТ у учреждений появилась возможность повышать заработную плату за счет внутренних ресурсов: оптимизации численности работников и направления на стимулирование средств от приносящей доход деятельности.

- Каковы первые итоги реформирования?

- Минфин и министерство труда занятости населения республики осуществляют мониторинг введения НСОТ в учреждениях Карелии.

Мониторинг показал, что численность штатных единиц в государственных учреждениях уменьшилась на 1015 должностей, или на 9,3 процента, в муниципальных - на 1948 должностей, или на 1,8 процента. Фонд оплаты труда учреждений в целом имеет следующую структуру. Окладная часть в государственных учреждениях составляет 37 процентов, в муниципальных – 39, выплаты стимулирующего характера – соответственно 15 и 11 процентов, выплаты компенсационного характера – 48 и 49 процентов.

В целом мониторинг по итогам первого полугодия текущего года показал, что при новых системах оплаты труда зарплата по сравнению с единой тарифной сеткой у работников государственных учреждений в среднем возросла на 14,8 процента и составила 13343 рубля, муниципальных - на 12,7 процента и составила 11595 рублей.

Следует отметить увеличение объема средств на выплаты стимулирующего и компенсационного характера за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности. Так, по отрасли «Образование» на выплаты стимулирующего и компенсационного характера было направлено в 1,8 раза больше средств за счет предпринимательской деятельности, по отрасли «Культура, кинематография, средства массовой информации» - в 2,4 раза, по отрасли «Здравоохранение, физическая культура и спорт» - в 1,4 раза.

- Какие минусы выявились в ходе введения НСОТ?

- К сожалению, были выявлены факты, свидетельствующие о неэффективном использовании бюджетных средств. Это связано, прежде всего, с нормированием труда или его полным отсутствием. Не может не вызвать беспокойство и то, что при введении новых систем оплаты труда заработная плата руководителей отдельных учреждений выросла значительно более высокими темпами, чем заработная плата иных категорий работников. Правительство республики, осуществляя постоянный мониторинг ситуации в государственных и муниципальных учреждениях, видит возникающие проблемы и ищет пути их решения.

Беседу вел Наиль Шабиев

Техническая поддержка портала
Создано 20 августа 2009. Отредактировано 20 августа 2009.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.