Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Дотационность регионов – понятие условное

Почему одни регионы самодостаточны, а другие не могут обеспечить свои потребности? С этим вопросом я обратился к начальнику отдела бюджета РК и взаимоотношений с федеральным бюджетом Министерства финансов Нине Богдановой.

- Дотационность регионов является понятием условным по «методике», которая определена законодательством. В конечном итоге дотационность субъектов Российской Федерации зависит от нормативов отчисления налогов в федеральный центр. Если планка отчислений меняется, то меняется и дотационность региона. Поэтому современное деление субъектов Российской Федерации на «дотационные» и «доноры» определено уровнем отчисления налогов. «Донорами» считаются регионы, отчисляющие значительное количество налогов в центр, а «дотационными» являются те субъекты Российской Федерации, которые не только отчисляют налоги, но одновременно и получают из федерального бюджета финансовую помощь в виде дотаций, - рассказала Нина Богданова.

В соответствии с действующим налоговым законодательством поступления от большинства налогов регулируются федеральным центром, причем, даже если региональные органы власти имеют возможность регулировать налоговую ставку, доходы от таких налогов распределяются между уровнями власти в пропорции, установленной федеральным законодательством.

Централизация доходных источников на федеральном уровне объясняется как большой дифференциацией доходов на душу населения, так и объективной тенденцией к более эффективному взиманию налогов при закреплении на федеральном уровне. Учитывая тот факт, что население находится в едином экономическом и правовом пространстве, имея равные права на получение установленных конституционных гарантий, федеральный центр обязан принимать меры по выравниванию социальных условий и социальных гарантий для всей территории страны. Для этого в рамках бюджетной системы приходит перераспределение финансовых ресурсов в результате вертикального и горизонтального финансового выравнивания.

Вертикальное выравнивание осуществляется путем разграничения доходов и расходных полномочий между федеральным центром, регионами и муниципалитетами, горизонтальное - путем выделения из вышестоящего бюджета финансовой помощи тем регионам, которые в рамках применяемой «методики» являются дотационными.

Центр, возлагая большую долю расходов на субъекты и муниципальные образования, не обеспечивает им возможности покрытия этих расходов за счет собственных доходов. При таком положении федеральному центру приходится уравновешивать доходную и расходную части бюджетов субъектов Российской Федерации с помощью межбюджетных отношений.

Основными функциями межбюджетных отношений являются выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня, обеспечивающего соблюдение конституционных и других государственных социальных гарантий на всей территории страны, и стимулирование наращивания налогового потенциала.

В соответствии с утвержденной методикой, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, образующие Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, предусмотрены в федеральном бюджете.

Общий объем дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации.

В свою очередь, минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации с учетом дотаций определяется как среднее арифметическое суммы показателей уровня расчетной бюджетной обеспеченности до распределения дотаций по субъектам Российской Федерации, не входящим в число 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый высокий уровень бюджетной обеспеченности, и 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый низкий уровень.

Результатом применения методики распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов является сокращение различий в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, сокращение различий (выравнивание) в уровне душевых расходов территориальных бюджетов с целью обеспечения наибольшего числа граждан минимально-необходимым, а по существу – максимально возможным объемом бюджетных услуг.

Таким образом, дотационность Карелии объективно вытекает из сформированной в стране модели межбюджетных отношений.

- А как выглядит в цифрах движение финансовых потоков по Карелии в результате межбюджетного выравнивания?

- В 2007 году объем собранных с территории республики в федеральный бюджет налогов и сборов превысил объем полученных из федерального бюджета дотаций в 3,8 раза, в 2008 году - в 2,9 раза. В 2009 году объем переданных в федерацию налогов и сборов равен финансовой помощи из федерального бюджета, что обусловлено изменившимися условиями функционирования карельской экономики, вызванными влиянием финансового кризиса.

Наиль Шабиев

Техническая поддержка портала
Создано 16 февраля 2010. Отредактировано 16 февраля 2010.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.