Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Музыкальный театр открывает сезон

Сценическое пространство Симонова

Каникулы балетной труппы Музыкального театра пролетели быстро. Уже почти месяц артисты входят в форму на уроках «классики», репетируют новый балет и вспоминают старые партии. «Межсезонье» – время подведения итогов и составления планов на будущее. Этим и хочется поделиться с читателями и любителями балета.

Прошедший балетный сезон был знаменательным не только для балетной труппы, но и для всего театра и, наверное, Карелии тоже. Начав сезон с мощной, талантливой постановки балета «Ромео и Джульетта», Художественный руководитель балета Кирилл Симонов не только в очередной раз доказал свою творческую состоятельность и уникальность, но и «открыл» карельскому театральному миру новых талантливых артистов. Наряду с уже опытным Алексеем Зарицким (харизматично и «выпукло» исполнившим партию Тибальда), на сцене ярко заявили о себе Алевтина Мухортикова и Анна Яковалева – две Джульетты, одинаково хорошо справившиеся со сложной симоновской хореографией. Но какие разные образы артистки показали зрителю! Анатолий Скуратов и Семен Рубан (Ромео) – талантливые артисты и внимательные партнеры. Высшее достижение артистизма продемонстрировали обе Кормилицы (Валентина Пенькова и Марина Зинькова). Настоящий, шумный зрительский успех буквально обрушился на голову Владимира Варнавы (Меркуцио). Сложно организованное, «обнаженное» сценическое пространство (отсутствие привычных кулис, падающие полуразрушенные колонны) заставляет зрителя привыкать по ходу спектакля к смелому решению художника-постановщика балета Эмиля Капелюша.

Зритель неоднозначно воспринял новаторскую постановку. Но равнодушных не было, а это значит, что проект состоялся. Подтверждением этого стали четыре номинации и одна премия «Золотой Маски» – настоящий триумф возрождающегося карельского балета.

Участие в «Маске» предоставляло возможность труппе выступить в Москве. Думаю, нет необходимости доказывать читателям важность этого мероприятия. В сложной кризисной обстановке, благодаря невероятным усилиям администрации театра, были найдены средства для осуществления этих гастролей.

И «всероссийская балетная общественность» смогла по достоинству оценить нашу работу. По сути это был театральный подвиг артистов и, в особенности, оркестра. Главный дирижер театра Сергей Иньков сделал все возможное и невозможное и поборол своеобразную акустику (вернее, ее полное отсутствие) Театра Российской Армии. За этот подвиг артисты получили награду – оглушительный успех у взыскательной московской публики.

Безусловным «хитом» прошлого сезона стал балет «Щелкунчик». Как известно, «зритель голосует ногами». Театр вынужден был, в силу скудного, не наработанного пока еще репертуара, дать немыслимое количество представлений этого балета. И при этом всегда были аншлаги. Уважаемые родители (те, кто неравнодушно относятся к воспитанию и образованию своих чад, и не видел нашего «Щелкунчика»), пожалуйста, подарите своим родным и себе праздник! Сходите на балет-сказку о добре и зле, любви и преданности. Пусть ребенок оценит трогательную красоту этого спектакля.

Уникальность этого балета состоит в самой идее постановки, которая принадлежит Кириллу Симонову: создать стилизованную реконструкцию премьерного спектакля Мариинского театра 1892 года. Работники живописного цеха получили бесценный опыт, изготавливая декорации по эскизам художника Императорских театров Бочарова. Потрясающие костюмы были изготовлены в мастерских Мариинского театра.

Сложнее было с хореографией, большая часть которой до наших дней не сохранилась. Кириллу Симонову пришлось решать труднейшую и очень интересную задачу: заполнить хореографические «пробелы» балета своими собственными фантазиями «на тему Петипа». Гордость труппы – Лауреат «Золотой Маски» Владимир Варнава под руководством художественного руководителя балета воссоздал «Танец Буффона» по уникальным сохранившимся рисункам позапрошлого века. Блестящее образование и опыт работы в Мариинском театре позволили карельскому хореографу выпустить очень качественную продукцию, где практически невозможно отличить оригинальных сохранившихся танцев от стилизованных вставок. Со временем этот спектакль будут изучать историки балета. Таким образом, наша балетная труппа войдет в Историю искусства России, чем, безусловно, можно гордиться.

Творческий потенциал, профессионализм и невероятная работоспособность труппы позволяют выпускать в сезон и большее количество постановок. Но театр ограничен скромным бюджетом. Не надо забывать, что оперная труппа театра тоже не сидела без дела и выпустила великолепную «Травиату». В этой ситуации сама собой родилась идея поставить «Шопениану». Этот одноактный балет не требует больших средств на постановку. Сложность здесь в другом. В отличие от «Щелкунчика» хореография Михаила Фокина сохранилась полностью и, если в балете Чайковского была возможность менять одно движение на другое, выгодно оттеняя наиболее выигрышные качества солистов, то в «Шопениане» необходимо исполнить четко не только оригинальную хореографию, но и тонкий, едва уловимый в нюансах романтический стиль русского балета конца XIX века. Поэтому этот балет идет только там, где есть высокопрофессиональная балетная труппа, и где сумели сохранить традиции и стиль российской балетной школы Императорских театров.

То, что перенос спектакля на петрозаводскую сцену по плечу Екатерине Климковой, сомнений не вызывало: выпускница Академии им. А.Я. Вагановой по классу Дудинской, Екатерина много лет служила в Мариинском театре и знает весь его репертуар, в том числе и «Шопениану» (с начала 2010 года Екатерина – директор балета нашего театра). А вот для наших артистов это был серьезный эксперимент, который завершился более чем успешно. Любителям балета театр преподнес очередной, драгоценный подарок. Публика очень тепло встретила премьеру балета.

Можно с уверенностью сказать, что в Петрозаводске есть балетная публика, и она качественно отличается от той, что была несколько лет назад. Публика стала более требовательной и разборчивой. Что особенно радостно – в зрительном зале много молодежи, которая тянется к высокому искусству.

Кроме премьер в прошедшем сезоне шли балеты, вошедшие в репертуар прошлых сезонов. В основном это одноактные спектакли классического репертуара. Руководство театра старалось порадовать карельских балетоманов выступлениями солистов Мариинского театра. Кроме уже известных и популярных в Петрозаводске Екатерины Кондауровой, Ислома Баймурадова и Максима Зюзина, к нам приезжали знаменитые Андрей Баталов и Евгений Иванченко. Вместе с Евгением в «Лебедином Озере» впервые в своей карьере станцевала Одетту-Одиллию Татьяна Ткаченко.

По окончании сезона балетная труппа с огромным успехом выступила в Норвегии, показав Гала-концерт и восстановленную версию для Малой сцены «Спящей красавицы».

Несмотря на трудности, ненаработанного репертуара только что открывшегося театра, сезон получился напряженный и интересный. Благодаря грамотной политике руководства театра, а иногда, невероятной изобретательности в вопросах финансирования проектов, почти все намеченные премьеры и гастроли состоялись и состоялись вовремя.

Напряженным и драматичным обещает быть и сезон грядущий…

Радостная и определенная новость: балетную труппу театра пригласили в Хаммерфест на ежегодный балетный фестиваль «Баренц». В самом северном городе Норвегии мы единственные и впервые на фестивале будем представлять классический танец. Это очень ответственная миссия и мы надеемся, что наше участие в этом фестивале будет ежегодным.

Ведется работа по организации гастролей театра в Хельсинки, Турку и другие европейские города.

15 сентября в рамках приезда лучших спектаклей «Золотой Маски» театр покажет знаменитый балет «Ромео и Джульетта».

Четвертого октября балетоманы обязательно должны «прийти на смотрины»: в одноактных балетах впервые выступят молодые выпускники «Вагановки», только что вошедшие в состав труппы. 9 и 10 октября любителям балета будет интересно увидеть солистов Литовского Национального Театра Оперы и Балета в «Лебедином Озере».

Планы балетной труппы сверстаны на весь сезон. В труппе – очень ценное пополнение: к нам приехали танцоры из Краснодара и Волгограда. Впервые за много лет в труппу приглашены выпускницы Академии имени А.Я. Вагановой. Этот факт говорит о возросшем статусе карельского балета. В планах руководства театра – найти возможности для организации и проведения ежегодного международного балетного фестиваля Северных Стран в Петрозаводске.

Две главные балетные премьеры сезона – «Золушка» на музыку С. Прокофьева и «Спящая красавица» на музыку П. Чайковского.

Постановка «Спящей» (премьера в конце декабря этого года) – продолжение направления, заданного Симоновым в «Щелкунчике». Отличие новой постановки в том, что декорации и костюмы будут стилизованны (а не воссозданы по сохранившимся эскизам) талантливыми художниками из Петербурга. Хореография, к счастью, в большинстве своем сохранилась. Константин Сергеев, занимаясь реконструкцией спектакля в Кировском театре, очень бережно отнесся к хореографии Петипа и всего лишь дополнил танцы в его стиле вместо скучных для современного зрителя пантомим. Неимоверное количество действующих лиц диктует постановщикам задействовать не только маленьких артистов театральной балетной студии, но и артистов хора. Таким образом, в Петрозаводске будут представлены все балетные шедевры П. И. Чайковского. Это одна из главных целей репертуарной политики театра.

В апреле 2011 года намечена премьера балета «Золушка». Постановка обещает быть масштабной и даже немного брутальной. Монументальные декорации Эмиля Капелюша отсылают зрителя к помпезной архитектуре СССР и Германии начала 40-х годов прошлого века. Этому же времени будут соответствовать и костюмы. Хотя сюжет будет четко следовать каноническому либретто. У театра есть амбиции представить этот проект отборочной комиссии «Золотой Маски». Мы очень надеемся, что найдем возможность дать высказаться нашему «золотомасочному» лауреату Владимиру Варнаве, который уже полгода мечтает поставить «Пульчинеллу» на музыку Стравинского.

Артисты театра соскучились по сцене и с нетерпением ждут встречи со зрителями. Наша главная мечта – превратить Музыкальный театр в одну из главных достопримечательностей Карелии. Чтобы гости республики считали обязательным посещение театра, а жители Карелии гордились, что в их столице есть замечательный, талантливый коллектив, спектакли которого не стыдно показать и в Москве, и в Европе.

Николай АЛЕКСЕЕВ,
помощник директора театра по балету

Техническая поддержка портала
Создано 22 сентября 2010. Отредактировано 22 сентября 2010.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.