Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Музыкальный театр откроет сезон балетами на музыку Стравинского

Новый сезон в Музыкальном театре Карелии начнется с премьеры. 2 октября зрители увидят два балета на музыку великого композитора XX века Игоря Стравинского: «Весна священная» и «Пульчинелла». Эти спектакли в постановке хореографа Мартина Форсберга (Дания/Швеция) и лауреата национальных премий «Золотая маска» и «Арлекин» Владимира Варнавы откроют многолетний международный проект «Stravinsky’s opuses». Музыкальный театр Карелии представляет международный проект «Stravinsky's opuses» – все балеты Игоря Стравинского в постановке молодых европейских хореографов. Проект – для тех, кто умеет и хочет думать, кто ценит элитарное искусство, кто не боится ни сложной музыки, ни резких идей и смелых мыслей. Его цель – познакомить публику со всеми одиннадцатью балетами великого музыкального реформатора и с разными направлениями в современной хореографии. Автор идеи проекта – заслуженный деятель искусств Карелии, лауреат национальной театральной премии «Арлекин» Кирилл Симонов.

Первооткрывателями «Опусов Стравинского» станут сразу два молодых хореографа: Мартин Форсберг (Дания/Швеция) и любимец карельской публики солист балета Владимир Варнава. В программе вечера – вызвавшая бурю негодования во время первой парижской постановки 1913 года, а ныне признанный мировой шедевр «Весна священная» и легкий, воздушный, ироничный балет на основе сочинений классика итальянской музыки Дж.-Б. Перголези «Пульчинелла».

Мартин Форсберг – первый иностранный хореограф, приглашенный в Музыкальный театр Карелии. Его постановка – не классика или неоклассика, это даже не балет. Это современный танец, какого еще не знала наша сцена. Спектакль обращен к людям, способным воспринимать мыслящее искусство и понимающим, что происходит в нашей современной жизни. Действие «Весны священной» Форсберг переносит из эпохи Древней Руси, как это было задумано Стравинским, во вневременное пространство, с языческой обрядовой поляны в некий абстрактный Офис. Спустя века ничего не изменилось в глубинных пластах человеческого сознания: все так же безликое большинство душит ИНЫХ – тех, кто рискует мыслить и существовать не так, как все. Но есть человек, который пытается высказать свою, личную жизненную позицию, пусть даже это кончится трагически.

Владимир Варнава, лауреат самых престижных театральных премий России «Золотая маска» и «Арлекин», в роли хореографа-постановщика выступает впервые. Он использует неоклассическую хореографию и ставит спектакль, близкий его собственному позитивному мировосприятию. Главный герой спектакля – персонаж итальянской комедии дель арте Пульчинелла, любимец женщин, шутник и балагур, – легко справляется с любыми житейскими неурядицами.

Над «Весной священной» и «Пульчинеллой» работает международная постановочная команда: художник-постановщик лауреат национальной премии «Золотая маска» Эмиль Капелюш (Санкт-Петербург), художник по костюмам Стефания фон Граурок (Литва) и художник по свету Крисандер Брун (Норвегия).

С этой постановкой балет Музыкального театра представляет всю палитру танцевального искусства – от классики до contemporary dance. Проектом «Stravinsky’s opuses» Музыкальный театр возвращает в нашу жизнь искусство величайшего композитора ХХ века, изменившего мировую музыкальную культуру, и видит свою миссию в подобном просвещении.

Справка

«Весна священная». Премьера балета (1913, Париж, «Русский балет» Сергея Дягилева) сопровождалась громким скандалом – настолько новизна музыки, ее диссонансы и ритмы невероятной сложности опередили способность ее восприятия. С тех пор имя Стравинского стало символом ультрасовременных тенденций в музыке. После первой постановки Вацлава Нижинского этот балет ставили крупнейшие хореографы современности: Морис Бежар, Марта Грэхем, Пина Бауш, создавшие культовые спектакли ХХ века. В основу замысла «Весны священной» лег сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал — молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Работал над музыкой Стравинский одновременно с Николаем Рерихом, который писал эскизы к декорациям и костюмам.

«Пульчинелла». Этот балет стал первым опытом Стравинского в новой стилевой манере – неоклассицизме. Композитор с любовью, вкусом и тактом использовал мелодии Дж.-Б Перголези, преломив их в современном духе. Премьера состоялась в 1920 году на сцене парижской Grand Opera в исполнении «Русского балета» С. Дягилева. Балету была суждена долгая жизнь на многих сценах мира. Пульчинелла – не только одна из самых любимых масок комедии дель арте, но и одна из самых загадочных масок этого театра. Он выделяется своей неоднозначностью, выступает в разных обличьях, может быть торговцем, огородником, художником, контрабандистом… Он может быть и умен, и ловок, и хитер, он центр интриг и вершит судьбы свою и других персонажей. Более того, он практически бессмертен и ухитряется возвращаться к жизни даже в самых безнадежных обстоятельствах.
На основе комедийного сценария XVIII века сложилась история о любимом герое неаполитанской улицы Пульчинелле и его жене Пимпинелле, о его поклонницах Розетте и Пруденце и их ревнивых кавалерах, о мнимой смерти Пульчинеллы, его веселом воскрешении и о трех свадьбах, сыгранных в один день и час.

Мартин Форсберг – хореограф и исполнитель. Родился в 1980 году в Херснезанде (северная Швеция). Учился в шведской Академии Балета и в датской Национальной школе современного танца в Копенгагене. Форсберг ставил хореографические спектакли для Датского Королевского балета (Дания), EDge (Великобритания), NorrDans (Швеция), Cullberg Ballet (Швеция), Desingel (Бельгия) и других, а также для собственной компании Fors Works. В России Форсберг поставил танцевальные спектакли-инсталляции для Екатеринбургского Центра современного искусства и Агентства театров танца «Цех» (Москва). Известность в нашей стране ему принес специальный проект «Работа» (Москва, 2009), в котором наряду с профессиональными танцовщиками приняли участие четыре обычные пенсионерки.

Владимир Варнава – артист балета Музыкального тетра Карелии с 2008 года. Родился в 1988 году в г. Кургане. В 2010 году стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» за исполнение партии Меркуцио в балете «Ромео и Джульетта». Лауреат Национальной театральной премии «Арлекин» за исполнение партий Фрица и Буффона в балете «Щелкунчик» (2011).

Техническая поддержка портала
Создано 29 сентября 2011. Отредактировано 29 сентября 2011.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.