Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Об оценке качества управления региональными финансами

Ежегодно, уже на протяжении четырех лет, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет мониторинг и оценку качества управления региональными финансами среди регионов России. Какие показатели учитываются при проведении мониторинга, как оценено качество управления финансами в Республике Карелия, и что значит эта оценка для нашего региона, - на эти и другие вопросы ответила начальник Бюджетного управления Министерства финансов Республики Карелия Елена Васильевна БЕЛАШОВА.

- Елена Васильевна, в первую очередь, расскажите о системе мониторинга Минфина России, и по каким показателям оцениваются регионы.

- Данная оценка осуществляется на формализованной основе по единым для всех субъектов методологическим принципам.

На основании комплексной оценки качества формируется рейтинг регионов, а субъекту Российской Федерации присваивается степень качества управления региональными финансами.

В течение всего периода проведения мониторинга Республике Карелия присваивалась либо степень высокого качества (в 2010 и 2011 годах), либо надлежащего (в 2009 и 2012 годах).

Показатели, или индикаторы, оценки изменяются в зависимости от процессов и задач, которые необходимо решать на данном этапе. Так, при оценке качества управления финансами за 2012 год были выбраны показатели, характеризующие реформирование общественного сектора – выполнение учреждениями государственных заданий на оказание государственных услуг, работу с долговыми обязательствами.

При проведении мониторинга за 2013 год будут введены новые показатели, например, реализация майских Указов Президента РФ в отношении достижения уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы до установленных значений.

Для каждого направления есть свой перечень показателей, которые объективно отражают происходящие в регионе процессы в той или иной сфере. В целом количество индикаторов по разным направлениям – свыше 40. Оценке подлежат такие направления управления финансами, как качество бюджетного планирования, исполнения бюджета, управление долговыми обязательствами, взаимоотношения с муниципальными образованиями, качество управления государственной собственностью и оказания государственных услуг, степень прозрачности бюджетного процесса.

- Остановимся подробнее на первых трех показателях, которые Вы перечислили. Как они характеризуют управление финансами конкретно в нашей республике?

- При оценке качества бюджетного планирования Минфином России анализируются точность прогнозирования доходов, показатель недополученных доходов по региональным налогам и по налогу на прибыль организаций в результате установленных законодательством субъекта льгот к общему объему поступивших налогов.

Особо отмечу, что у Республики Карелия один из лучших показателей среди субъектов. Наш регион находится в первой десятке по удельному весу расходов бюджета, формируемых в рамках целевых программ (91,86%) в общем объеме расходов. Такой результат достигнут за счет того, что в соответствии со сформированной в 2009 году нормативной правовой базой, начиная с 2010 года, законом о бюджете утверждается распределение бюджетных ассигнований по ведомственным целевым программам, разрабатываемым главными распорядителями бюджетных средств на трехлетний период. Они содержат направления деятельности, перечень планируемых мероприятий и цели их проведения, а также их ресурсное обеспечение. Подчеркну, что в настоящее время в республике активно осуществляется переход на программный бюджет, который формируется на основе государственных программ.

Если говорить о показателях, характеризующих качество исполнения бюджета, то здесь положительно оценивается создание в регионах Резервных фондов. Они существуют в 31 субъекте России, и пять из них находится в Северо-Западном федеральном округе. Резервный фонд предназначен для финансового обеспечения расходных обязательств в случае недостаточности доходов бюджета субъекта. В республике такой фонд, по объективным причинам, не создан. Источником для его формирования являются собственные доходы бюджета, а формирование и исполнение бюджета республики, как известно, в последние годы происходит в довольно сложных условиях.

Что касается качества управления долговыми обязательствами, то оцениваются такие показатели, как уровень долговой нагрузки на региональный бюджет и расходы на обслуживание долга. Применимо к Карелии, эти индикаторы в данный момент, к сожалению, являются проблемными. В то же время в этих сложных условиях значимым является сохранение приемлемого уровня риска исполнения расходных обязательств в связи с погашением государственного долга республики, отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам республики.

- Какие меры планируется принимать для решения проблем, которые выявляются в результате мониторинга?

- К таким мерам можно отнести сокращение неравномерности распределения бюджетных расходов в течение финансового года, снижение уровня долговой нагрузки на бюджет. Важно не допускать принятия дополнительных расходных обязательств в течение финансового года, не обеспеченных дополнительными доходами бюджета.

Необходимо отметить, что Министерство финансов республики ведет постоянную активную работу по совершенствованию организации бюджетного процесса. Поэтому мы смело можем говорить о положительных сторонах мониторинга и достигнутых результатах. Важным здесь является, во-первых, утверждение бюджета на три года; во-вторых, наличие результатов ежегодной оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот; в-третьих, наличие результатов ежегодной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета и результатов контроля за исполнением государственных заданий на предоставление государственных услуг. К позитивным результатам относятся также проведение мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях республики, наличие Интернет-портала оказания государственных услуг. Кстати, что касается Интернет-ресурсов, то шагом вперед будет размещение на официальных сайтах органов государственной власти информации о государственных программах и фактических результатах их реализации.

- Очевидно, что мониторинг Министерства финансов России способствует совершенствованию процесса управления финансами.

- Безусловно, такой мониторинг для субъектов России очень важен – он выявляет сильные и слабые стороны процесса управления региональными финансами, заостряя наше внимание на тех проблемах и вопросах, которые требуют особого подхода к их решению.

Подчеркну также, что сейчас Министерство финансов республики ведет подготовку проекта региональной программы по повышению эффективности управления общественными финансами Республики Карелия на период до 2018 года – она определит основные направления деятельности органов исполнительной власти республики в этой сфере.

- Спасибо за беседу.

Ирина Супрунова

Техническая поддержка портала
Создано 14 февраля 2014. Отредактировано 14 февраля 2014.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.