Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Законодательство направлено на реализацию принципов контрактной системы в сфере закупок

В этом году в связи с началом действия нового федерального закона произошли существенные изменения в сфере закупок. О происшедших новшествах и как они повлияли на организацию деятельности в этом направлении, мы беседуем с начальником отдела контроля в сфере закупок Министерства экономического развития республики Валентиной САБУРОВОЙ.

-Изменен и конкретизирован порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), порядок заключения, изменения, расторжения контрактов, - говорит она. - Закон № 44-ФЗ вводит новый термин - "определение поставщика (подрядчика, исполнителя)", который пришел на смену понятию "размещение государственного (муниципального) заказа". При этом под определением поставщика понимается совокупность действий заказчиков, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки (направления приглашения принять в ней участие) и заканчивая заключением контракта.

Появились новые способы закупок, например, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, закрытый конкурс с ограниченным участием и закрытый двухэтапный конкурс, отсутствующие в законе № 94-ФЗ.

Правовое регулирование порядка осуществления закупки путем проведения открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, а также закупки у единственного поставщика претерпело изменения. Теперь более точно разграничены основания использования указанных способов, конкретизированы требования к участникам закупок и процедура принятия решений заказчиком, комиссией в ходе осуществления закупки.

Уточняются сроки и порядок заключения контракта по результатам открытого конкурса, победитель его обязан направить заказчику подписанный проект контракта и обеспечение исполнения контракта в течение 10 календарных дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Заказчик, в свою очередь, обязан подписать представленный проект контракта в течение 10 календарных дней с даты его получения. При этом сохраняются ограничения на общие сроки заключения контракта по результатам открытого конкурса - не менее 10 и не более 20 календарных дней с даты размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

- Изменился ли порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона?

- Да, он претерпел ряд изменений. Направление проекта такого контракта победителю и заказчику, а также его подписание теперь осуществляются самостоятельно сторонами путем размещения проекта контракта на официальном сайте.

- Что можно сказать о других новшествах?

- Изменены правила и порядок заключения контракта с единственным поставщиком. Из законодательства исключено понятие «одноименные товары, работы, услуги». В некоторых случаях в контракт с единственным поставщиком может не включаться ряд условий, предусмотренных в статье 34 нового закона. Для определенных видов закупок у единственного поставщика предусмотрена обязанность заказчика не позднее, чем за пять дней до даты заключения контракта разместить на официальном сайте извещение об осуществлении закупки. Изменен порядок и основания согласования заключения контракта с единственным поставщиком в случае признания несостоявшейся процедуры закупки.

Установлен перечень оснований и условий для изменения или расторжения контракта, уточнен порядок изменения и расторжения контрактов. Закон № 44-ФЗ предусматривает порядок взаимодействия заказчика с поставщиком при приемке товара (работ, услуг), проведении экспертизы, оплате товара (работ, услуг), применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения условий контракта.

Законодательством предусмотрен перечень требований к банковской гарантии. Требования к ее форме утверждены Правительством РФ. Вводится реестр банковских гарантий. Банковская гарантия, предоставляемая участником в качестве обеспечения заявки или контракта, должна быть включена банком в реестр банковских гарантий, размещенный на официальном сайте.

-Насколько мне известно, отдельные положения законодательства РФ о контрактной системе вступают в силу в течение нескольких лет. О чем идет речь?

- Так, с 1 января 2015 года вступают в силу положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие порядок планирования закупок, составления и утверждения планов закупок, обоснования закупок, конкретизируются и дополняются требования к содержанию и форме планов-графиков, порядку их формирования, утверждения и изменения. С 1 января следующего года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1044 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг".

Вводится необходимость включения в единой информационной системе информации о складывающихся на товарных рынках ценах товаров (работ, услуг) и размещаемых заказчиками при определении начальной (максимальной) цены контракта запросах цен, указания идентификационного кода закупки в плане закупки, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, контракте и иных документах. Появляется нормирование в сфере закупок, то есть установление требований (предельной цене, количеству, качеству и пр.) к закупаемым заказчиком товарам (работам, услугам) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

С 1 января 2016 года заказчики будут вправе осуществлять закупки исключительно в соответствии с информацией, которая содержится в планах-графиках. Будет запрещено осуществлять закупки, подлежащие общественному обсуждению, без его проведения. По результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

Планируется ввести порядок формирования и обязанность указания в извещении о закупке, реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков идентификационного кода закупки. После 1 января 2016 г. такой код будет формироваться с обязательным использованием кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. У заказчиков возникнет обязанность указывать идентификационный код закупки в извещении о ее осуществлении, реестре контрактов, а также при направлении сведений для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Вводится обязанность уполномоченных органов исполнительной власти принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами и их подведомственными заказчиками самостоятельно или с привлечением уполномоченных органов, уполномоченных учреждений.

В случае принятия решения об осуществлении закупок с привлечением уполномоченных органов, им будут переданы полномочия только на определение поставщиков либо на планирование и осуществление закупок в целом (включая определение поставщиков, заключение и исполнение контрактов).

С 1 января 2017 года у заказчика появится обязанность указывать наименование закупки при ее планировании и осуществлении в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Формирование и ведение данного каталога будут обеспечиваться Минэкономразвития России. Порядок его формирования и ведения, а также правила использования будут установлены Правительством РФ. В настоящее время такой порядок не утвержден.

- Какие новые виды государственного наблюдения, учета и контроля в сфере закупок предусмотрены законодательством о контрактной системе?

- Закон предусматривает новую процедуру - мониторинг закупок, который должен обеспечиваться Минэкономразвития России в порядке, установленном Правительством РФ. Мониторинг осуществляется в целях оценки эффективности и обоснованности закупок на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на местном уровне. Ежегодно результаты мониторинга будут оформляться в виде сводного аналитического отчета, который будет представляться в Правительство РФ для совершенствования законодательства в сфере осуществления закупок.

Для анализа и оценки результатов, достижения целей закупок новым законом вводится аудит, который будет осуществляться Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. Органы аудита в сфере закупок будут проверять, анализировать и оценивать информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по контрактам, планируемым к заключению, заключенным и исполненным. Предполагается, что в связи с этим заказчики и участники закупок будут обязаны представлять в органы аудита необходимые для проведения соответствующих проверок информацию и документы.

Закон предполагает существенное расширение системы органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок.

Контроль в сфере закупок будут осуществлять ФАС России, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Кроме того, появился новый вид контроля – общественный. Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов. Предусмотрен также ряд других положений об общественном контроле.

- Что можно сказать в завершение?

- Законодательство Российской Федерации о контрактной системе нельзя признать статичным, многие нормы Закона № 44-ФЗ уже в первой половине 2014 года претерпели существенные изменения. Законодательство развивается и изменяется в первую очередь в целях обеспечения реализации принципов контрактной системы в сфере закупок - открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Техническая поддержка портала
Создано 30 сентября 2014. Отредактировано 30 сентября 2014.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.