Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Аварийный, ни на что не годный

В редакцию "ТВР-Панорамы" постоянно приходят письма, в которых так или иначе затрагиваются вопросы, касающиеся аварийного и ветхого жилья; читатели спрашивают о порядке признания жилья таковым, очередности сноса аварийных домов, перспективах получения новых квартир и т.д. Редакция адресовала все эта вопросы председателю государственного комитета Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре Александру Валерьевичу ЕФИМОВУ.

- Александр Валерьевич, прежде всего расскажите, кто и на основании чего определяет степень изношенности жилья. И чем ветхое жилье отличается от аварийного?

- По большому счету и ветхий, и аварийный жилищные фонды непригодны для проживания. Но если ветхий фонд после соответствующего ремонта можно привести в порядок и продолжать его эксплуатировать, то аварийный уже нет смысла ремонтировать, его надо сносить. Эти дома построены еще в 30-60-е годы, среди них есть здания, выполненные из деревянных щитов, каркасно-засыпные.

Что касается порядка определения степени изношенности жилья, то есть специальное положение, утвержденное приказом № 529 Минжилкомхоза РСФСР от 5 ноября 1985 года. Оно называется "Положение по оценке непригодности хилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания". Кроме того, есть Закон РК "О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании".

Собственники жилья или наниматели жилого здания обращаются в местную администрацию с заявлением, а она формирует межведомственную комиссию, в которую должны войти:

а) представители собственников жилья; б) представители органов, занимающихся эксплуатацией жилищного фонда, как правило, это ЖЭУ; в) районный или городской архитектор; г) работники санитарного надзора; бюро технической инвентаризации; управления пожарного и газового надзора. В случае необходимости к работе в комиссии привлекают технических экспертов.

- В последние дни было много разговоров по поводу того, что депутаты Законодательного собрания вашей республики, приводя наше карельское законодательство в соответствии с российским, вынуждены быт изменить некоторые процентные показатели. Теперь жилой дом может признаваться аварийным, если он имеет до 60 процентов износа. Раньше достаточно было 61 процента.

- На мой взгляд, сегодня это не имеет принципиального значения. Потому что, к сожалению, дома, которые имеют 61 и 66 процентов износа, стоят сегодня последними в очереди на снос или реконструкцию. Когда до них дойдут руки, они и будут иметь уже все 80 процентов износа.

- Очередь так велика или просто дело медленно движется?

- Про дело можно поговорить подробнее, а что касается очереди, то у нас нет единой республиканской. Жилье признают непригодным для жилья комиссии, которые создают местные администрации. Они и ставят его на свой учет, в свою очередь. Сегодня в республике только в Костомукше и Вепсской национальной волости нет аварийного жилья. Здесь же наименьшее количество ветхих помещений. В то же время очень много семей Пудожского, Сегежского, Кондопожского, Беломорского, Медвежьегорского районов и города Петрозаводска имеют непригодные для проживания квартиры.

Общая площадь аварийного жилья в республике сегодня составляет около 100 тысяч квадратных метров, здесь проживают 2320 семей. Количество жилья, признанного ветхим, достигло 600 тысяч квадратных метров, улучшения жилищных условий 'ждут 14 280 семей.

При этом, наверно, ни для кого не секрет, что местные администрации очень неохотно признают жилой фонд аварийным, так как возрастает их ответственность перед жильцами. Но у такой политики есть другая, не очень приятная сторона. Федеральный бюджет будет выделять деньги для разрешения этой проблемы, опираясь на официальную статистику. Если у нас по статистике непригодного жилья мало, значит, и денег дадут немного.

- Но все-таки дадут?

- Существует Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, и в ней есть подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда". В этом году впервые согласно этой программе из федерального бюджета выделено 1,5 миллиарда рублей на приобретение жилья для семей, проживающих в аварийном фонде. Карелии из этой суммы дали 8 миллионов рублей.

- На эти деньги можно что-нибудь построить?

- Дело в том, что практически все федеральные программы финансируются из трех бюджетов - федерального, республиканских (областных) и местных. При этом из федерального бюджета выделяется только 30 процентов средств, остальные должны внести республиканский и местные бюджеты.

Вот и эти 8 миллионов нам были даны только на том условии,' что Карелия сумеет к ним прибавить свои 70 процентов, то есть еще около 18 миллионов рублей. Так как таких денег в бюджете 2003 года у нас не заложено, то было разрешено предъявить их в виде незавершенного объекта. Но при этом надо соблюсти еще одно условие. Надо было найти такой объект, на завершение которого хватило бы восьми миллионов рублей, так как дом обязательно должен быть сдан в эксплуатацию в этом году и в нем должны получить квартиры жители аварийных зданий. Такой объект нашелся в Беломорске. И строители Беломорской ПМК, не дожидаясь окончательного решения вопроса, сразу приступили к делу. Это хорошо, так как нам дали понять, что если мы справимся с задачей, то уже в этом году нам могут выделить дополнительные средства.

- И опять будут идти поиски "незавершенки"?

- Незавершенные стройки будут рассматривать в первую очередь. В Петрозаводске их нет, а вот в Сегеже, Лахденпохье, Медгоре, Вяртсиля, Матросах законсервированные коробки стоят. Хотя которой из них повезет больше - еще вопрос.

- Но насколько известно, у вас в республике тоже существует Программа переселения граждан из жилья, непригодного для проживания...

- Республиканская программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда у нас была принята и утверждена в 2000 году. Время показало, что мы поставили перед собой слишком амбициозные задачи. Поэтому сейчас эта программа корректируется, чтобы стать более реальной. Эта откорректированная программа в составе общей программы "Жилище" будет представлена на рассмотрение депутатов Законодательного собрания, и если они ее утвердят, то, начиная с 2004 года, в бюджете республики будут предусматриваться средства на переселение граждан из непригодного жилья.

- Что предусматривает откорректированная программа?

- Откорректированная программа предусматривает пока только решение проблемы аварийного жилья. К 2010 году должны переселить в нормальное (не обязательно новое) жилье 70 процентов семей, живущих в аварийных домах, а к 2015 году все аварийные дома, признанные на сегодняшний день таковыми, должны быть расселены и снесены. Эту задачу можно будет выполнить при условии, что не только в бюджете республики будут предусмотрены деньга на эти цели, но и в бюджетах муниципальных образований тоже. И поступать мы должны так же, как поступает Россия: если мы можем прибавить к ее деньгам наши деньги, мы их получаем, не можем - не получаем. А мы российские деньги и прибавленные к ним республиканские выделим только тем районам, которые предусмотрят в своих бюджетах расходы на расселение аварийного жилья. Необходимо активно привлекать и внебюджетные средства.

- Что означает Ваше примечание "не обязательно новое"?

- Взамен аварийного жилья гражданин должен получить нормальное жилье. Но это совсем не значит, что он получит квартиру в новостройке. К примеру, в Петрозаводске и новое, и вторичное жилье почти одинаково дороги. А вот в некоторых районах цена вторичного жилья не так высока. И, вероятно, местным администрациям этих районов выгоднее будет решать задачу переселения граждан за счет приобретения для них жилья на вторичном рынке.

- Тех, кто уже и сегодня живет в нечеловеческих условиях, мало обрадует перспектива получить что-то лучшее к 2015 году. Но зная, как трудно формируются сегодня местные и республиканский бюджеты, наверно, на другое и надеяться нечего. Но нельзя ли ускорить процесс переселения, например, за счет более активного привлечения внебюджетных средств?

- Дело в том, что здесь тоже есть свои проблемы. Что такое внебюджетные источники средств для строительства жилья для переселенцев? Например, аварийный дом стоит в хорошем месте, почти в центре города. Если местная власть сумеет найти подрядчика, который купит для живущих в нем квартиры, а потом построит на этом месте дам, продав новую жилую площадь по более высокой иене, то от этой операции выгадают все. Переселенцы получат квартиры за счет подрядчика и более богатых покупателей жилья, а не бюджета. Однако вряд ли найдутся такие подрядчики в районных центрах. Чтобы найти их в Петрозаводске, тоже надо приложить усилия. Но примеры уже есть. Допустим, Первомайский проспект, 37. Здесь стоит полуразрушенное общежитие железнодорожников. Был объявлен конкурс: кто даст городу наибольшее количество квартир за этот объект. Победитель уже определился. Мы сможем рассчитывать на 380 квадратных метров жилья.

В очень красивом месте, в пойме реки Лососинки стоят два старых деревянных дома. Поставить бы на их месте новые благоустроенные, но сюда не подведены никакие инженерные сети. Если стоимость их прокладки включить в стоимость будущего жилья, то вряд ли найдутся покупатели таких дорогих квартир.

В идеале коммунальные службы муниципальных образований должны не только ремонтировать уже имеющиеся сет, но и, согласно генеральному плану города, прокладывать новые. И, конечно, предусматривать на это деньги в бюджете. Как это выглядит на практике, вы знаете.

- К 2015 году вы планируете ликвидировать все аварийное жилье. Но к этому времени даже относительно хорошее благоустроенное жилье станет ветхим. Некоторые "хрущевки" уже сегодня в плачевном состоянии.

- Москва и другие города страны уже накопили неплохой опыт реконструкции домов первых массовых серий. Они отдают здание подрядчику, который надстраивает к нему еще один этаж и одновременно проводит полную реконструкцию дома: меняет оконные блоки, канализационные и водопроводные трубы, систему теплоснабжения, утепляет фасад и т.д. Дополнительный этаж будет платой за реконструкцию, жильцы никаких трат не несут, хотя, конечно, испытывают временные неудобства. Сейчас и в Петрозаводске такой проект прорабатывается. Идет он со скрипом, однако все-таки можно сказать, что лед тронулся.

У нас появилась фирма - инвестор "Жилье-ХХI век", которая разработала проект республиканской программы реставрации проблемных домов. Они хотят опробовать эту программу на практике, на примере одного из петрозаводских зданий. Фирма представила свои предложения петрозаводской городской администрации, и там сейчас их рассматривал ют. Правда, "рассматривание" уже несколько затянулось. И хотя вопрос, действительно, не такой простой, как может кому-то показаться (ведь его надо согласовать не только в различных инстанциях, но и со всеми жильцами пилотного дома), хотелось бы дать этой инициативе "зеленый свет". Это реальный путь значительного улучшения жилищных условий граждан нашей республики.

Беседу вела Анна КУЗНЕЦОВА

Техническая поддержка портала
Создано 14 апреля 2003. Отредактировано 14 апреля 2003.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.