Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Республиканская целевая программа "Жилище" на 2004 - 2010 годы

Одобрена распоряжением
Правительства РК
от 1 июля 2003 года N262-рП

ПАСПОРТ
республиканской целевой программы "Жилище" на 2004-2010 годы

Наименование Программы республиканская целевая программа "Жилище" на 2004-2010 годы
Основание для разработки Программы распоряжение Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2002 года № 351р-П
Государственный заказчик - координатор Программы Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре
Разработчики Программы Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре, Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия
Цели и задачи Программы основная цель Программы - комплексное решение проблемы обеспечения доступности жилья для граждан, безопасных и комфортных условий проживания в нем; основными задачами Программы являются: выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с объемами государственных обязательств, развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также оказание государственной поддержки гражданам со средним и низким уровнями доходов в улучшении жилищных условий, создание условий для увеличения объемов жилищного строительства в Республике Карелия, приведение структуры и технических характеристик жилья в соответствие со спросом и потребностями населения
Сроки реализации Программы 2004-2010 годы: 1-й этап - 2004 год; 2-й этап - 2005-2010 годы
Перечень программ, подпрограмм и основных мероприятий, государственные заказчики программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Карелия в 2003-2010 годах (государственный заказчик - Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре); подпрограмма "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий" на 2004-2010 годы (государственный заказчик - Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия); республиканская программа "Социальное развитие села до 2010 года" в части оказания государственной поддержки в строительстве и приобретении жилья в сельской местности (государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия); республиканская программа развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия на 2001-2006 годы (государственный заказчик - Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре); осуществление мероприятий по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты"; осуществление мероприятий по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы; осуществление мероприятий по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; осуществление мероприятий по реализации Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (государственный заказчик - Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия)
Объем и источники финансирования Программы Программа финансируется за счет средств, передаваемых из федерального бюджета, бюджета Республики Карелия, местных бюджетов Республики Карелия (по согласованию) и внебюджетных источников. Финансовые затраты из бюджета Республики Карелия составят 217,12 млн. рублей, в том числе: 2004 год - 25,85 млн. рублей, 2005 - 2010 годы - 191,27 млн. рублей
Исполнители Программы Государственный комитет Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре, Министерство экономического развития Республики Карелия, государственные заказчики программ в составе Программы, органы местного самоуправления Республики Карелия (по согласованию), уполномоченные банки (по согласованию), предприятия строительного комплекса Республики Карелия
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы реализация Программы должна обеспечить: переселение до 2010 года из аварийного жилищного фонда около 1592 семей; обеспечение жильем семей граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации: участников федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" - 946 семей; участников подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, - 31 семью; граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, - 45 семей; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 64 человека; создание системы государственной поддержки молодых семей и граждан, проживающих в сельской местности, в улучшении их жилищных условий; создание механизма государственной поддержки развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия; снижение социальной напряженности в обществе; рост объемов вновь вводимого и реконструируемого жилья не менее чем на 3-5 процентов в год; улучшение жилищных условий населения;
Период, основания и порядок корректировки Программы Программа корректируется по результатам фактического исполнения один раз в год по представлению органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления Республики Карелия, участвующих в ее реализации. Предложения по корректировке Программы вносятся государственным заказчиком - координатором Программы
Система организации контроля за реализацией Программы государственные заказчики программ и подпрограмм в составе Программы, органы исполнительной власти Республики Карелия и органы местного самоуправления в Республике Карелия, участвующие в ее реализации (по согласованию), ежеквартально к первому числу второго месяца, следующего за отчетным периодом, представляют государственному заказчику - координатору Программы отчеты о ходе реализации Программы. Государственный заказчик - координатор Программы обобщает указанные отчеты и информирует Правительство Республики Карелия по итогам года, с внесением предложений по совершенствованию реализации Программы.

I. Введение

Программа направлена на продолжение преобразований в жилищной сфере, начатых в рамках программы государственной поддержки граждан при строительстве и приобретении жилья, утвержденной постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 5 апреля 1999 года № 175. В результате реализации указанной программы за период 1999 - 2002 годы в Республике Карелия за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов сдано в эксплуатацию 54,5 тыс.кв.м общей площади жилья.

Объем инвестиций в жилищное строительство за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов составил 143,9 млн. рублей.

В рамках республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия выдано 20 ипотечных кредитов на общую сумму 3,25 млн. рублей и привлечено средств заемщиков - участников программы 7,0 млн. рублей.

Органами местного самоуправления в Республике Карелия на жилищное строительство для расселения ветхого и аварийного жилищных фондов направлено 6,3 млн. рублей.

Для индивидуальных застройщиков выделено 207,4 тыс.куб.м лесных ресурсов, отведено 2149 земельных участков для строительства жилья.

За счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предоставлено жилищных субсидий на сумму 14,1 млн. рублей, что позволило приобрести 55 квартир общей площадью 3,05 тыс.кв.м. По федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" выдан 201 жилищный сертификат на сумму 57,89 млн. рублей, на которые приобретено 8,19 тыс.кв.м общей площади жилья.

Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами темпы решения жилищных проблем в республике недостаточны.

С целью реализации стоящих перед республикой задач в области обеспечения жильем населения в соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2002 года № 351р-П и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" разработана настоящая Программа.

Программа является основополагающим программным документом, отражающим участие бюджетных источников в решении жилищной проблемы в Республике Карелия.

2. Содержание проблемы

Жилищный фонд Республики Карелия по состоянию на 1 января 2002 года составляет 15 291 тыс.кв.м общей площади, в том числе в городских поселениях - 11 062 тыс.кв.м, в сельской местности - 4 228 тыс.кв.м.

Структура жилищного фонда в разрезе форм собственности по статистическим данным:

  • частный жилищный фонд - 6 890 тыс.кв.м,
  • муниципальный жилищный фонд - 7 179 тыс.кв.м,
  • государственный фонд - 1 222 тыс.кв.м.

Жилищное строительство в Республике Карелия характеризуется показателями, представленными в таблице № 1.

Таблица № 1

Показатели 1995 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Введено в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс.кв.м 179,4 65,6 67,9 62,5 78,4 69,1
В % к предыдущему году 113,0 53,1 103,5 92,0 125,5 88,1
в том числе по формам собственности, тыс.кв.м:            
государственная 45,7 7,8 14,2 10,9 14,8 3,6
муниципальная 24,9 3,6 7,8 12,8 10,6 11,3
общественных организаций - - 0,6 0,1 0,0 -
частная 69,2 50,2 31,6 36,6 46,2 51,5
из нее индивидуальное жилищное строительство 10,6 33,1 26,0 19,3 30,7 31,5
смешанная российская 38,2 3,7 13,7 0,5 6,4 2,7
смешанная с совместным российским и иностранным участием 1,4 0,3 - 1,6 0,4 -
Из общего итога жилищно-строительные кооперативы, тыс.кв.м 0,3 - - - 3,1 3,3
Удельный вес в общем вводе, процентов:            
государственная 25,5 12,0 21,0 17,5 18,9 5,1
муниципальная 13,9 5,5 11,5 20,4 13,4 16,4
общественных организаций - - 0,8 0,2 0,0 -
частная 38,5 76,5 46,5 58,6 58,9 74,6
из нее индивидуальное жилищное строительство 5,9 50,5 38,3 30,8 39,2 45,6
смешанная российская 21,3 5,6 20,2 0,8 8,3 3,9
смешанная с совместным российским и иностранным участием 0,8 0,4 - 2,5 0,5 -
Из общего итога жилищно-строительные кооперативы, процентов 0,2 - - - 4,0 4,8
Ввод в действие жилых домов в городах и поселках городского типа, тыс.кв.м 157,8 43,5 53,6 49,9 64,1 57,3
Ввод в действие жилых домов в сельской местности, тыс.кв.м 21,6 22,1 14,3 12,6 14,3 11,8
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования на 1000 человек населения, кв.м 228 85 88 82 103 91
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования на 1000 человек населения в городах и поселках городского типа, кв.м 272 76 95 89 114 102
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования на 1000 человек населения в сельской местности, кв.м 105 108 71 63 73 60

Динамика средней стоимости строительства одного квадратного метра общей площади жилых домов по статистическим данным представлена в таблице № 2.

Таблица № 2

Показатель 1995 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
В целом по республике по фактической стоимости для застройщика, рублей 897 2745 3308 4808 5311 6854

За период с 1998 года по 2002 год объем жилищного строительства практически остается на постоянном уровне и составляет от 34,8% до 43,7% к уровню 1995 года.

В указанный период получило более широкое развитие строительство индивидуального жилья, которое в большей части строится на селе. В структуре жилищного строительства продолжается процесс увеличения доли ввода жилья предприятиями и организациями частной формы собственности при одновременном снижении доли государственного строительства.

С использованием бюджетных источников продолжается строительство жилья, хотя и более медленными темпами, для граждан, перед которыми государство имеет определенные обязательства в решении их жилищной проблемы.

Недостаток инвестиций приводит к затягиванию сроков возведения начатых строительством домов или невозможности продолжения их строительства. При этом отмечается положительная тенденция сокращения объемов незавершенного жилищного строительства, к концу 2002 года по сравнению с 1995 годом они сократились в 2,7 раза.

Данные о жилых домах, находящихся в незавершенном строительстве, без учета индивидуального жилищного строительства и малых предприятий приведены в таблице № 3.

Таблица № 3

Показатели 1995 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Количество домов - всего по республике, единиц 442 265 265 175 143 133
в том числе по формам собственности:            
государственная 125 60 56 41 24 30
муниципальная 15 10 38 37 52 46
общественных организаций 1 1 2 2 2 3
частная 114 47 58 33 27 24
смешанная российская 176 144 106 58 34 25
смешанная с совместным российским и иностранным участием 11 3 5 4 4 5
Общая площадь домов - всего по республике, тыс.кв.м 407,2 224,2 220,5 208,2 177,0 150,1
в том числе по формам собственности:            
государственная 143,2 93,5 92,3 75,6 45,2 49,6
муниципальная 19,9 12,7 39,4 33,7 31,5 24,5
общественных организаций 12,6 8,8 10,8 10,8 10,8 10,6
частная 143,1 26,3 18,3 29,8 32,8 25,9
смешанная российская 86,2 79,9 57,8 53,4 44,1 39,0
смешанная с совместным российским и иностранным участием 2,2 3,0 1,9 4,9 12,6 0,5

Средняя обеспеченность населения жильем по годам несколько увеличивается и характеризуется следующими показателями (кв.м площади жилья на одного жителя):

1995 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
18,1 18,9 19,1 19,8 20,0 20,2

По состоянию на 1 января 2002 года в органах местного самоуправления Республики Карелия зарегистрировано 33 887 семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Количество семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий в разрезе муниципальных образований, представлено в таблице № 4.

Таблица № 4

№ п/п Город, район Количество семей,
 состоящих на учете
на 1 января 2002 года
1 2 3
1. г. Петрозаводск 10266
2. Калевальский национальный район 121
3. Медвежьегорский район 1785
4. Пудожский район 1184
5. Суоярвский район 995
6. г. Сегежа и Сегежский район 2943
7. Муезерский район 356
8. г. Костомукша 425
9. Прионежский район 949
10. Олонецкий район 2238
11. Кондопожский район 1414
12. Лахденпохский район 1133
13. Пряжинский район 1042
14. г. Сортавала 2435
15. г. Питкяранта и Питкяранский район 916
16. Лоухский район 1422
17. Беломорский район 2461
18. г. Кемь и Кемский район 1563
19. Вепсская национальная волость 239
  Всего по Республике Карелия 33887

Остроту данной проблеме придает то, что возможности рационального перераспределения жилищного фонда и требуемые объемы нового жилищного строительства в целом не соответствуют платежеспособному спросу населения.

Депопуляционные тенденции нашего общества ставят в ранг приоритетных государственных проблем задачу обеспечения жильем молодых семей. По состоянию на 1 января 2002 года в органах местного самоуправления Республики Карелия состоит на учете по улучшению жилищных условий 7171 молодая семья (18 971 человек).

Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" одной из ключевых задач, определяющих в целом решение поставленной проблемы, ставит задачу оказания финансовой поддержки бюджетами всех уровней при строительстве (приобретении) жилья в сельской местности. В Республике Карелия по состоянию на 1 января 2002 года состоит в очереди 1090 граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и являющихся участниками федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" и 231 семья участников подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф".

За последние годы сложилась и продолжает усугубляться проблема с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2003 года в Республике Карелия на учете состоит 300 человек данной категории.

По данным органов местного самоуправления по состоянию на 1 января 2000 года в Республике Карелия насчитывается 100,92 тыс.кв.м общей площади домов, которые не подлежат восстановлению (аварийный фонд). Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, целесообразно организовать в рамках данной Программы так же, как это предусмотрено федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Решение жилищной проблемы населения является одной из ключевых задач государственной политики. Ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов и низкий уровень доходов населения сдерживает рост жилищного строительства.

Реальный платежеспособный спрос со стороны населения на рынке недвижимости значительно ниже потенциального.

В сложившихся условиях особую актуальность приобретает развитие механизма ипотечного жилищного кредитования, что, с одной стороны, будет способствовать увеличению платежеспособного спроса на квартиры и развитию жилищного строительства, а с другой стороны, позволит улучшить жилищные условия граждан.

Соотношение темпов роста денежных доходов населения и индекса цен на жилье на первичном рынке в целом по республике за предыдущие два года составило 1,09, что свидетельствует о повышении доступности жилья и является положительной предпосылкой для развития ипотечного жилищного кредитования.

Главным методом осуществления жилищного строительства в настоящее время является долевое участие граждан в соинвестировании при строительстве жилых домов. Долевое участие граждан возникло и стало основным способом финансирования в связи со значительным прекращением бюджетного финансирования строительства жилых домов, а также из-за отсутствия других характерных для рыночной экономики финансовых ресурсов - кредитов банков, свободных средств страховых компаний и пенсионных фондов.

Усилия государства должны быть направлены на решение проблем, связанных с долевым строительством, снижением финансовых рисков дольщиков. Учитывая, что вышеуказанные проблемы носят межотраслевой и межведомственный характер, не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера, необходимо использование при решении поставленных задач программно - целевого метода. Объединение в республиканскую целевую программу программ, подпрограмм и мероприятий, касающихся решения жилищной проблемы, позволит в условиях ограниченных возможностей бюджета Республики Карелия осуществлять рациональное распределение бюджетных средств между программными мероприятиями и обеспечивать требуемое софинансирование средств, передаваемых из федерального бюджета на указанные цели.

Приоритетной формой участия бюджета Республики Карелия в решении жилищной проблемы является обеспечение жильем отдельных категорий граждан, определенных действующим законодательством, и оказание поддержки в рамках реализации государственной политики иным категориям граждан в улучшении жилищных условий.

Техническая поддержка портала
Создано 11 сентября 2003. Отредактировано 5 июня 2007.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.