Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Сводная информация по реализации Программы "РЭСУРС"

Программа "РЭСУРС" утверждена сессией Совета Вепсской национальной волости 23 декабря 1999 года.

Программа "РЭСУРС" - район экономической стабилизации устойчивого развития самоуправления Вепсской национальной волости на 2000 - 2004 годы.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 13 марта 2000 года N 61-П "О Программе развития Вепсской национальной волости". (СЗ РК, № 3 (март 2000 г.) ст. 432.) образован межведомственный наблюдательный совет по содействию реализации Программы развития Вепсской национальной волости.

Наблюдательный совет работает в соответствии с регламентом и основной целью является - оказание помощи по реализации Программы развития Вепсской национальной волости.

Основной целью программы является выработка направлений развития волости с тем, чтобы к 2004 году обеспечить бездефицитный бюджет, который бы позволял финансировать социальную сферу волости на уровне минимальных социальных стандартов.

Основу мероприятий программы составляет придание территории статуса РЭСУРС. Этот статус предусматривает создание благоприятного экономического режима деятельности предприятий, развивающихся на территории волости и необходим, для стимулирования и поощрения роста производства и благосостояния волости.

ДЕМОГРАФИЯ, РЫНОК ТРУДА ВОЛОСТИ

    В 1999 году население волости составляло 3 380 человек.
    По состоянию на 1 января 2003 года население волости составляет 3 400 человек.
    Занятость и трудовые ресурсы:
    • Трудоспособное население в трудоспособном возрасте - 1 830 человек.
    • занято в экономике - 1 590 человек.
      2002 г. 2003 г.
      в промышленности780 чел. 840 чел.
      в сельском хозяйстве80 чел. 70 чел.
      в лесном хозяйстве 40 чел.40 чел.

    Зарегистрировано в качестве безработных - 88 человек, 6,4% (по РК 2.3%).

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Комплекс мероприятий по развитию промышленности стройматериалов дает возможность многократно повысить объемы производства и реализации продукции отрасли промышленных строительных материалов, и, соответственно, бюджетные доходы волости.

Горнопромышленный комплекс Вепсской волости представлен преимущественно предприятиями, осуществляющими добычу блочного камня и производство щебня.

По данным, предоставленным Комитетом природных ресурсов по РК, на территории Вепсской волости действуют 32 лицензии, из которых 3 - на производство щебня, 22 - на добычу блочного камня, 5 - на добычу песчано-гравийных материалов, 1 - на добычу глины, 1 - на добычу подземных вод.

Производство щебня и гравия за девять месяцев 2003 г. предприятиями Вепсской волости составило 278,7 тыс. куб. м. (117,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда производство составило 236,4 тыс. куб. м), из которых основная доля приходится на ООО "Шокшинский карьер" - 237,9 тыс. куб. м щебня (2002 - 202,9 тыс. куб. м). Данное предприятие является наиболее крупным в Вепсской волости и насчитывает 117 сотрудников, средняя заработная плата которых за 9 месяцев увеличилась на 5,2% и составила 7087 руб. ООО "Карелкамень" находится в стадии становления, приобретении нового оборудования и за рассматриваемый период произвело 40,8 тыс. куб.м щебня.

Доля Вепсской волости в республиканском объеме производства щебня составляет лишь 8,7%. Временное отставание в данной подотрасли предприятиями Вепсской волости было обусловлено заменой дробильно-сортировочного оборудования на Шокшинском карьере, которое в настоящее время установлено, и прогнозируемый объем производства по итогам года на данном предприятии ожидается на уровне 350 тыс. куб. м щебня и гравия.

Добыча блочного камня в волости ведется на месторождениях габбро-диабаза и кварцито-песчаников. Доля предприятий волости в общем объеме добычи блоков из природного камня составляет 32,3%. Основная доля производства в данной области приходится на 5 действующих предприятий: ЗАО "Интеркамень", ЗАО "Кара-Тау", ЗАО "Другая Река", ЗАО "Кварцит", ЗАО "Черный Камень".

- ЗАО "Интеркамень" производит 14,5% продукции от общего объема республиканской добычи блоков. Предприятие работает стабильно. Численность сотрудников возросла до 95 человек, средняя заработная плата за 9 месяцев увеличилась на 5,3% и составляет 5967 руб. За 9 месяцев 2003 года выпуск товарной продукции составил 20549 тыс. руб., в натуральном выражении - 2021,8 куб.м. блоков (94,2% к уровню 2002 года).

- ЗАО "Кварцит" осваивает Шокшинское месторождение кварцитов. Основная продукция - брусчатка. На предприятии работают 52 человека, средняя заработная плата - 7029 руб. Производство товарной продукции за 9 месяцев составило в стоимостном выражении 4623 тыс.руб.

- ЗАО "Кара-Тау" производит около 11,5% от общего объема блочной продукции республики. В натуральном и стоимостном выражении производство товарной продукции по сравнению с прошлым годом увеличилось на 24,8% и составило 1752,8 куб.м блоков (9 месяцев 2002 г. - 1404,3 куб.м) на сумму 10975 тыс. руб. Численность увеличилась за 8 месяцев на 12 человек составляет 34 человека, средняя заработная плата за этот период увеличилась в полтора раза и составляет 5665 руб.

- ЗАО "Другая Река" производит 4,9% продукции от общего объема выпуска. За 9 месяцев 2003 года произведено товарной продукции на сумму 4296 тыс.руб. (746,3 куб.м блоков - 103,3% к 2002 году). Численность за 9 месяцев возросла на 13 человек и в настоящее время составляет 44 человека, средняя заработная плата за рассматриваемый период возросла на 18,5% и составляет 6036 руб.

- ЗАО "Черный Камень" за 9 месяцев минувшего года произвел товарной продукции на сумму 3552 тыс.руб., добыв лишь 358 куб.м блоков (96,9%). Численность сотрудников - 30 человек при средней заработной плате - 2925 руб. Предприятие занимается обустройством прикарьерной инфраструктуры.

Предприятия горнопромышленного комплекса Вепсской волости за девять месяцев 2003 года добыли 5011,8 куб. м. блоков и блоков-заготовок (102,2%- к 4905,3 куб. м. в 2002 г.), а также 4,74 тыс. кв. м (113,2%) брусчатки. Достаточно стабильно, с прибылью, постепенно наращивая объемы выпускаемой продукции, как в физическом, так и в финансовом выражении работают только 3 предприятия из 11 ("Кара-Тау", "Интеркамень", "Другая река").

Развитие остальных предприятий представляется делом времени и зависит от объема капиталовложений в производство. Следует отметить, что на становление предприятий ГПК, как правило требуется несколько лет, а значительная часть лицензий на недропользование была получена предприятиями относительно недавно: 2 лицензии в 2000 г., 3 - в 2001, 4 - в 2002 году.

Кроме того, к основным проблемам отрасли относятся:

  • нехватка квалифицированных кадров на предприятиях,
  • недостаточная детальная геологическая изученность месторождений,
  • недостаток оборотных средств,
  • высокая степень износа основных фондов предприятий.

Вопрос удорожания платы за перевод лесных земель в нелесные, который сдерживал развитие предприятий отрасли, в настоящее время может решаться путем перевода лесных земель в нелесные без их изъятия (на основании действующего Постановления Правительства № 1200 от 19.09.1997 г.). Предприятиям необходимо оптимизировать размеры запрашиваемой площади и предусмотреть требуемые проектом меры по рекультивации земель. Примером применения данного нормативного акта является решение по ЗАО "Интеркамень", где размер платежа был снижен на порядок.

За 9 месяцев 2003 года объем производства горнопромышленными предприятиями Вепсской национальной волости в денежном выражении составил 100 929 тыс. рублей.

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ЛЕСОЗАГОТОВКИ.

Лесозаготовки являются вторым важнейшим направлением развития волости и вторым после горного комплекса бюджетообразующим направлением - 23% доходов местного бюджета и 27% доходов промышленности.

Фактический выход деловой древесины в 2002 году составил 67.6%, в том числе 72.9% по хвойному хозяйству, по мягколиственному хозяйству - 61.4%.

Общий объем лесопользования по волости установлен с 2002 года 177 тыс. куб.м. Освоение расчетной лесосеки приведен в таблице:

Показатели Единица измерения 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г 2004 г.
Расчетная лесосека тыс. куб. м 183,9 183,9 177 177 177
Фактически вырублено
по главному пользованию
тыс. куб. м 105.1 128,3 102,6 (отпущено
по лесорубочным
билетам)
77.0
 
% освоения расчетной лесосеки % 57.2 69,8 60,0 (по выписке
лесобилентов)
43,5
 
Кроме того:            
- прочие рубки тыс. куб. м 1.7 1.3 10,3    
- рубки ухода за лесом,
выборочные санитарные рубки
тыс. куб. м 4.3 4,7 1,2    

ИНВЕСТИЦИИ

Инвестиции в основной капитал по Вепсской национальной волости (по крупным и средним предприятиям), за 8 месяцев составили 12,5 млн. руб. (135% к аналогичному периоду 2002 года). В том числе: 11,4 млн. руб. (90,6 % от общей суммы) направлено на приобретение машин, оборудования, транспортных средств. На строительно-монтажные работы затрачено 825 тыс. руб. (6,5 %), из них на работы по монтажу оборудования - 2 тыс. руб. Основных средств, бывших в употреблении у других организаций, и объектов, не завершенных строительством, приобретено на сумму 4516 тыс. руб.

Адресной инвестиционной программой на 2003 год предусмотрено завершение реконструкции котельной в п. Кварцитный в объеме 300 тыс. руб. и финансирование проектных работ по школе в с. Шелтозеро в размере 345 тыс. руб. Проектная документация разработана и утверждена, проведены торги подряда, победителем определен ОАО ПМК-115. Кроме того, по федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных и малочисленных народов Севера до 2011 года" предусмотрены средства из федерального бюджета 1.3 млн. руб. на строительство школы в п. Шелтозеро.

В настоящее время на территории волости горнопромышленными предприятиями ООО "Шокшинский карьер" и "Интеркамень" реализуются инвестиционные проекты с общим объемом инвестиций 59 млн. руб.

Бюджетный эффект (предполагаемое суммарное увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней) среднегодовой - 5 млн. руб.

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИПРОВАНИЕ

Если по итогам 2002 года платежи за пользование природными ресурсами занимали наибольший удельный вес в общей сумме бюджетных поступлений - 25,5%, налог на доходы физических лиц - 28,2%, налог на прибыль организаций - 19%, налог на имущество предприятий - 5,9%, то по итогам 9 месяцев 2003 года ведущее место в бюджетных поступлениях занимает налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составил 27,9%, удельный вес налога на имущество предприятий увеличился на 1,8 процентных пункта, удельный вес платежей за пользование природными ресурсами составляют - 23,4%. Произошло увеличение НДС с 16.5% до 19,7%.

Доля поступлений в бюджеты всех уровней от промышленности в обшей сумме поступлений, по-прежнему занимает основное место 80,3%. Доля волости в общем, объеме республиканских поступлений в бюджеты всех уровней возросла с 0.36% в 2002 году до 0.48% по итогам 9 месяцев 2003 года.

За 9 месяцев 2003 года в бюджеты всех уровней по данным Управления федерального казначейства и Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия поступления налогов в бюджеты всех уровней составили по Республике Карелия - 96,9%, по волости - 128,6%, в том числе консолидированный бюджет поступления за 9 месяцев т.г. составили по Республике Карелия -106,7% к уровню соответствующего периода прошлого года, а по волости - 125,8%.

Доля собственных доходов местного бюджета составляет 54%.

РАБОТА НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Волостным Советом, Главой местного самоуправления, депутатом Законодательного Собрания РК, администрацией местного самоуправления волости, рабочей группой, наблюдательным советом проведена работа по разъяснению населению сути и значения местного самоуправления. На собраниях и сходах местного сообщества обсуждались вопросы местного значения, в том числе и проект устава муниципального образования.

Результатом проведенной работы стало разработка Устава муниципального образования, предусматривающего повышение роли и значения волостного Совета в решении вопросов и проблем местного сообщества, а также осуществление текущего руководства производственно-хозяйственной деятельностью Главой администрации волости, нанятого по контракту на конкурсной основе.

В мае 2003 года проведено совместное рабочее совещание межведомственного наблюдательного Совета, органов местного самоуправления волости, представителей бизнеса о ходе реализации Программы развития Вепсской национальной волости "РЭСУРС".

На совещании решили:

1. Информацию первого заместителя Министра экономического развития, председателя наблюдательного Совета Суржикова В.Н. принять к сведению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления Вепсской национальной волости в 2003 году приоритетным направлением в социальной политике считать:

  • развитие социальной сферы как средства сохранения минимальных социальных гарантий населению;
  • обеспечение адресной социальной защиты малоимущих граждан и ветеранов.

3. Рекомендовать волостному Совету, администрации местного самоуправления волости принять действенные меры по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и выполнению мероприятий по подготовке к работе в зимних условиях 2003\2004 объектов тепло -, электро- и водоснабжения волости.

РАБОТА С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

В волости, достаточно далеко продвинулись в организации взаимодействия с предпринимателями. Ярким примером взаимовыгодного сотрудничества является Меморандум участников программы РЭСУРС по вопросам труда и социального развития Вепсской волости на 2001 год. Система взаимоотношений, действующая, в волости приводит, в конце концов, к позитивному двустороннему контролю. Администрация, так и предприниматели предъявляют высокие требования как к себе лично, так и к противоположной стороне, выступающей постоянным партнером по взаимодействию.

Пример сотрудничества администрации Вепсской национальной волости наглядно демонстрирует, как хорошо развитые структуры и организации со всех сторон помогают друг другу добиваться значительного успеха, какую роль в этом играет организованное взаимодействие, и как вследствие этого возрастает общий уровень качества. Так формируются единое понимание и общая позиция в самих органах местного самоуправления, в предпринимательских кругах, т.е. формируется основа и единые цели реального самоуправления (самоорганизации). Все это оказывает влияние на культуру предпринимательской деятельности, а также на социальную ответственность предпринимателей и в целом на создание необходимого климата, благожелательного к предпринимателям.

Меморандумом участников программы РЭСУРС по вопросам труда и социального развития Вепсской национальной волости на 2001 год предусматривалось:

  • оплата труда работников в основной сфере производства должна составлять не менее ДВУХ прожиточных минимумов;
  • оплата труда работников во вспомогательной, социальной и бюджетной сфере должна составлять не менее ОДНОГО прожиточного минимума.
  • подготовка эффективно действующего кадрового потенциала;
  • реализация кадровой политики в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников;

С этой целью в рамках гранта "Евразия", в период с октября по декабрь 2001 года жителям п. Шелтозеро и п. Кварцитного прочитан курс лекций по подготовке индивидуальных предпринимателей. Конкретным результатом обучения (120-часовой программы) стали бизнес-планы, которые уже сейчас реализуются с помощью социально-делового центра и Фонда поддержки малого бизнеса.

Целью обучения является повышение эффективности производства через грамотное бюджетирование, оптимизацию налоговых отчислений, структурирование финансовых потоков, что в дальнейшем будет способствовать развитию волости.

Свои обязательства по оплате труда руководители предприятий выполняют. Так, средняя заработная плата рабочих и служащих, занятых в экономике волости по полному кругу предприятий и организаций, за отчетный период 2003 года составила 6160,7 руб. темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 42.8%.

Вывод: Реализация программы приводит к позитивным изменениям в решении экономических и социальных проблем волости. Произошло оживление экономики, достигнут рост инвестиций в основной капитал, улучшилось финансовое состояние предприятий, удалось преодолеть кризис лесопромышленного комплекса. Все это позитивно сказывается на динамике налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, снижен уровень регистрируемой безработицы, задолженность по заработной плате, выплате пенсий и детских пособий.

В ходе реализации программы вскрыты характерные для всех муниципальных образований недостатки, а именно - неурегулированность межбюджетных отношений. Проблема местных бюджетов и межбюджетных отношений должна решаться, в том числе, Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", что, на наш взгляд, должно повлечь за собой принятие новой редакции данного Федерального закона, а также внесение соответствующих изменений и дополнений и Бюджетный и Налоговый кодексы.

В федеральных законах должны быть закреплены следующие принципы бюджетной политики для муниципальных образований:

  • более точное формулирование компетенции муниципальных образований в зависимости от их типологии;
  • установление номенклатуры, количественных и качественных характеристик предоставляемых органами местного самоуправления услуг населению (государственные социальные стандарты, либо - при их отсутствии - социальные нормы и нормативы, устанавливаемые Правительством Российской Федерации);
  • введение единой методики расчетов, утверждаемой Правительством Российской Федерации, стоимости услуг на душу населения;
  • установление обязательности формирования минимальных местных бюджетов на основе расчетов по единой методике и социальным нормам и нормативам;
  • определение исчерпывающего перечня регулирующих налогов, порядка, условий и сроков закрепления за местными бюджетами нормативов отчислений, достаточных для реализации их расходных полномочий;
  • расширение собственной налоговой базы местных бюджетов за счет, к примеру, налога на недвижимость, налога на вмененный доход и части подоходного налога.

Председатель наблюдательного совета
первый заместитель министра
Суржиков В.Н.

Техническая поддержка портала
Создано 3 ноября 2003. Отредактировано 3 ноября 2003.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.