Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Научные исследования по экономике туризма в Республике Карелия

В.В. Громов, М.Б. Брайнин

Проведение научных исследований по экономике туризма является одним из приоритетных направлений деятельности Госкомспорттуризма РК, позволяющих повысить эффективность государственного регулирования туризма, обеспечить точность определения места туризма в экономике республики и выработать адекватные меры его поддержки.

В практике стратегического планирования развития российских территорий регулирование туризма традиционно осуществляется на основе узкоотраслевого подхода к его рассмотрению как к совокупной деятельности туристских фирм, что приводит к недооценке роли туризма в социально-экономической жизни регионов и дискриминации отрасли при ранжировании приоритетов регионального развития.

Резкое ухудшение социально-экономического положения периферийных российских регионов в эпоху рыночных реформ с особой остротой поставило вопрос о поиске новых приоритетов регионального развития, применении системного подхода к стратегическому планированию развития отдельных отраслей, позволяющего повысить эффективность использования ограниченных региональных ресурсов. Учет межотраслевых связей в управлении территориальным развитием позволит выявить ключевые отрасли экономики региона и обеспечить их приоритетную государственную поддержку. Туризм играет все более заметную роль в современном постиндустриальном обществе, в 2000 году на его долю приходилось более 10% мирового объема доходов. По оценкам Всемирной туристской организации он является самой динамично развивающейся отраслью мировой экономики. Туризм, характеризующийся высокой степенью мультипликативного влияния на широкий спектр экономических направлений, реально может выступать локомотивом развития регионов, особенно приграничных.

В России в последние годы активно ведутся научные исследования по переосмыслению феномена туризма в современном обществе, рассмотрению его как совокупной деятельности многих секторов экономики, обоснованию системного подхода к его планированию. Но бурное развитие туризма значительно опережает разработку соответствующего научного инструментария его экономического анализа и стратегического планирования. Изучение циклического прохождения туристских расходов от отрасли к отрасли, разработка методики оценки прямых и косвенных эффектов туризма, формирование на этой основе системы стратегического планирования туризма еще не получили должного отражения в тематике научных исследований в России, что и определило актуальность исследований, инициированных Госкомспорттуризмом РК в 1999 году.

В их основу был положен системный подход, заключающийся в рассмотрении туризма в качестве системы, обладающей собственной сложной структурой и являющейся частью экономической системы региона, взаимодействующей с другими отраслевыми системами. В данном контексте туризм предложено рассматривать в качестве комплексообразующей отрасли, основанной на интегрированном использовании всего экономического, культурного и природного потенциала территории, целенаправленно организующей деятельность других отраслей, а собственно туристскую индустрию - как узкий сегмент деятельности по доставке платежеспособного клиента в регион и предоставлению его обслуживания местной экономике. Для применения системного подхода потребовалась разработка соответствующего информационно-методологического и организационно-правового инструментария по учету межотраслевых связей туризма в стратегическом планировании его развития.

Теоретическую основу исследований составили научно-прикладные, методологические и аналитические разработки Института экономики КНЦ РАН; материалы международных форумов и семинаров, проводимых в рамках международных программ ТАСИС, ИНТЕРРЕГ, Баренц-секретариата, Совета Министров Северных стран; нормативно-правовые акты и аналитические материалы правительств и администраций России, Республики Карелия, гг. Москвы и С.-Петербурга, Мурманской и Архангельской областей, Краснодарского края; исследования Центра развития туризма и Туристского Совета Финляндии, данные Госкомстата РФ и РК.

В основу исследований положена гипотеза о том, что туризм является ядром высоко-агрегированного комплекса отраслей, вовлеченных в создание и реализацию туристского продукта. При этом социально-экономические выгоды приграничного региона от туризма значительно превышают доходы самой туристской отрасли за счет мультипликативного эффекта туристских расходов, генерирующих волну циклов экономической активности в отраслях, вовлеченных в обслуживание туристов.

Осознание необходимости исследований межотраслевых связей туризма способствовало включению их тематики, начиная с 2002 года, в республиканский план бюджетного финансирования приоритетных научно-исследовательских работ, призванных повысить эффективность народно-хозяйственного комплекса Республики Карелия и мер по его государственному регулированию. Проведение исследований было поддержано Российским гуманитарным научным фондом.

Важнейшим показателем, не учитываемым при планировании развития туризма, является мультипликатор туризма - числовой коэффициент, характеризующий его косвенное влияние на развитие смежных секторов и показывающий, во сколько раз изменится ВРП в результате изменения расходов туристов.

Основное значение мультипликатора туризма в условиях ограниченных региональных ресурсов состоит в повышении инвестиционной привлекательности отрасли за счет определения сегментов доходности туристского происхождения в смежных секторах. Анализ социально-экономического положения республики и состояния туризма в РК позволил выявить основные факторы его развития: - республика имеет структуру экономики, неблагоприятную для интенсивного роста и обеспечения устойчивого развития; основой экономики являются лесной и горнопромышленный комплексы, внешняя торговля представлена ресурсно-зависимыми и экспортно-ориентированными отраслями, истощение ресурсов или сбои во внешнеэкономической конъюнктуре могут привести к катастрофическим последствиям для региона; - в концепции социально-экономического развития республики до 2010 года упор сделан на формирование структуры экономики, обладающей потенциалом качественного роста и обеспечивающей максимально эффективное применение ресурсов за счет внедрения инновационных технологий, диверсификации и увеличения доли добавленной стоимости регионального производства, приоритетной поддержки наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств и сферы услуг; - туризм признан одним из приоритетов регионального развития, "точкой экономического роста"; для этого имеется ряд благоприятных условий, обусловленных уникальным природным и культурным потенциалом и приграничным положением Карелии; - туризм является узким, но быстро развивающимся сегментом экономики; структура туристского рынка имеет территориальные диспропорции, слаба материально-техническая база туризма, ощущается дефицит инвестиций на модернизацию его инфраструктуры, низка информационная доступность туристского потенциала региона; - сложились предпосылки для качественных преобразований в отрасли путем повышения эффективности государственной политики в области туризма, формирования стратегического планирования туризма на основе системного подхода, внедрения программно-целевых методов управления.

Выполнение эксперимента осуществлялось с привлечением широкого круга заинтересованных организаций, специалистов республиканских органов власти, международных экспертов, ученых Института экономики КНЦ РАН и других институтов, предпринимателей. График работ охватывает период продолжительностью 5 лет и включает в себя комплекс мероприятий по организационному и информационно-методологическому обеспечению процесса стратегического планирования туризма.

Разработана уникальная методика определения комплексного вклада туризма в социально-экономическое развитие региона, включающая оценку расходов организованных и неорганизованных туристов, дополнительных личных расходов организованных туристов в дестинации, обобщенного мультипликатора туризма.

Сформированы информационные источники, включающие государственное статистическое наблюдение туристских и гостиничных предприятий в 2000-2002 годах, административную информацию республиканских министерств и ведомств, туристских организаций, анкетирование. Полученные оценки комплексного воздействия туризма на социально-экономическое развитие региона позволили выявить большой объем не учитываемых ранее туристских расходов и производимых ими эффектов, а также впервые идентифицировать долю туризма в ВРП на уровне 3-5 %, привлечь внимание управленцев и предпринимателей к данной сфере экономической деятельности.

Сформирована система стратегического управления развитием туризма в регионе на основе циклического процесса разработки, реализации, корректировки и адаптации к изменяющимся условиям внешней среды планов и программ развития туризма, учитывающих многообразие его проявлений в смежных секторах и обеспечивающих эффективное функционирование в долгосрочной перспективе на основе вариативного решения комплексных отраслевых проблем (рис.1).

Рис. 1. Схема процесса стратегического управления развитием туризма.

Рис. 1. Схема процесса стратегического управления развитием туризма.

Ключевым элементом процесса стратегического управления развитием туризма явилась система его мониторинга. Основное ее назначение - переход от реактивного реагирования на сбои рынка к упреждающему проактивному регулированию: прогнозированию развития отрасли и рисков, выработке превентивных мер коррекции сбоев, что достигается внедрением в процесс государственного управления новых информационных технологий и современных методов управления.

Разработана схема функционирования и регулирования туристского рынка Карелии, включающая взаимодействие объектов и субъектов рынка и обеспечивающая баланс между использованием рыночного механизма и регулирующей ролью государства. Для решения комплексных стратегических задач развития туризма создана система межведомственного взаимодействия по управлению развитием туризма.

Повышение эффективности системы стратегического управления развитием туризма достигалось применением программно-целевого подхода к реализации комплекса конкретных мер (рис.2). В республике реализовано или находится в стадии реализации около 30 республиканских и муниципальных программ развития туризма.

Опыт применения программно-целевых методов управления развитием туризма в Карелии говорит об их высокой эффективности. В 2000-2003 годах достигнуты самые высокие темпы развития туризма за последние 15 лет. Реализуется более 10 инвестиционных проектов общим объемом около 15 млн. $. Предполагаемый приток инвестиций в туристскую отрасль в ближайшие годы составит более 50 млн. $. В основном, это частные инвестиции из смежных секторов экономики республики.

Рис. 2. Основные направления государственного регулирования туризма.

Рис. 2. Основные направления государственного регулирования туризма.

На основании полученных оценок роли туризма в развитии экономики Республики Карелия составлены прогнозы развития туризма до 2010 года, оценена инвестиционная емкость туристского рынка на уровне 200 млн. $. Оптимистичный сценарий при условии активной государственной поддержки демонстрирует достижение к 2010 году значения доли туризма в ВРП на уровне 10% с возможным превращением в дальнейшем в отрасль специализации. В случае отсутствия преференций доля туризма в ВРП ограничится 3-4 %, он потеряет свою инвестиционную привлекательность.

Практическое значение результатов исследования заключается в разработке методики определения основных макроэкономических показателей туризма, в создании системы стратегического управления развитием туризма на основе системного подхода, в повышении эффективности туристской и других отраслей регионального производства и в

Техническая поддержка портала
Создано 5 февраля 2004. Отредактировано 5 февраля 2004.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.