Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
"Культуре категорически противопоказан застой", - считает Галина Брун

К деятельности министерства культуры республики в последнее время - особый интерес: дела театров, музеев, библиотек обсуждают не только работающие в этой сфере люди, но и зрители, читатели, критики... Мы предлагаем нашим читателям узнать обо всем из первых уст. "Наша собеседница -- министр культуры РК Г.Т.Брун.

Что имеем - сохраним

- Галина Тойвовна, в теме "Театр русской драмы, министерство культуры, Галина Брун" отметились практически все средства массовой информации. Давайте пойдем другим путем: что же все-таки такое министерство культуры, для кого оно, с кем оно, в чем заключаются его задачи?

- Еще в 1999 году правительство республики разработало и утвердило целевую программу "Развитие сферы культуры в Республике Карелия" на период до 2010 года. Карелии, несмотря на многие проблемы, удалось сохранить практически все, что она имела. У нас 734 библиотеки и 269 Домов культуры, в которых работают интересные самодеятельные коллективы. У нас 6 народных театров, в каждом районе действуют школы ремесел для детей. Летом прошлого года на "певческом поле" в Кондопоге мы собрали тысячу хористов! В республике проходят замечательные детские, молодежные фестивали и праздники. Все это показатели большого культурного потенциала республики: люди хотят заниматься творчеством и имеют возможность это делать.

Карельская публика требовательна, взыскательна к мастерам искусств. В регионе работают уникальные творческие коллективы, есть учреждения культуры, которыми может похвастаться далеко не каждый областной центр: консерватория в Петрозаводске, единственные на Северо-Западе орган в Кондопоге и оркестр народных инструментов, 5 профессиональных театров. Наши коллективы известны не только в Карелии, но и далеко за ее пределами: симфонический оркестр, ансамбль "Кантеле", фолк-группа "Мюллярит", академический хор студентов Г. Э. Терацуянца, ансамбль Виолы Мальми...

В нашей республике сосредоточено большое количество памятников деревянного зодчества. И, естественно, они требуют к себе особого отношения, порой связанного с большими денежными затратами. Например, в этом году полным ходом идет подготовка к реставрации Преображенской церкви на острове Кижи. В 2014 году ей исполнится 300 лет. В наши планы, и, надеюсь, в планы министерства культуры России входит завершение всех работ к этой юбилейной дате. Задача крайне важная и сложная. Министерство культуры РФ выделило деньги на 1 этап реставрации, но в финансировании проекта принимают участие и республика, и сам музей.

В прошлом году создан Патриарший попечительский совет по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального мужского монастыря. Этот совет уже собрал и направил на реставрацию более 30 миллионов внебюджетных средств.

В этом году должна быть завершена реконструкция зданий на Круглой площади, где будет воссоздан существовавший в позапрошлом веке зал Дворянских собраний. Откроется после ремонта Национальный театр. Он будет оснащен самым современным сценическим оборудованием.

Мы приступаем к реконструкции Петрозаводской консерватории и уже начали капитальный ремонт ее общежития. Консерватория - учреждение федеральное, но, тем не менее, наши депутаты и правительство выделили средства из республиканского бюджета на эти цели. Готовится проектно-сметная документация на реконструкцию Национальной библиотеки и Петрозаводского театра кукол, этим мы займемся уже после завершения реставрации Национального театра. Так что сфера, которой мы занимаемся, обширна и хлопотно.

Можно ли жить, не имея проблем?

- Галина Тойвовна, какое же слово в словосочетании "министерство культуры" для Вас важнее?

- Оба. И культура как национальное достояние нашей республики, и министерство как система, призванная способствовать ее развитию, движению вперед.

Аппарат нашего министерства небольшой, вместе со мной 19 человек, но работает он очень продуктивно, прежде всего потому, что есть традиции, создана и много лет действует четкая схема, по которой государственным учреждениям культуры переданы часть полномочий по работе с районами.

- Нельзя ли уточить?

- Сотрудники Центра национальных культур, Центра народного творчества, других республиканских учреждений культуры напрямую работают с районами. Они знают, где, что происходит, видят интересные находки и идеи, разрабатывают их и предлагают другим. В самом министерстве подобрался очень работоспособный коллектив. Из чиновников, пожалуй, я одна, остальные - специалисты в области культуры. Мои заместители И, П. Шуйская - театровед, А. Н. Камирова - экономист. Все специалисты пришли в министерство, имея опыт работы в учреждениях культуры, так что многие проблемы они знают изнутри. Главное для них - не увязнуть в сегодняшнем дне, а видеть перспективу. И делать им это нетрудно, потому что все они молоды, если не годами, то душой уж точно. Поэтому-то мы и планируем свою работу и на год, и на пять, и на десять лет вперед.

- И тем не менее, и у Вашего министерства, и в культурной жизни республики есть проблемы?

- А как же! Без них нет жизни. Если нет вопросов, значит, все стоит, не развивается. Вот, казалось бы, мы имеем отличную Национальную библиотеку, отрегулированную до мелочей систему работы с читателями, и тем не менее, мы утвердили новую программу развития библиотечного дела, в которой предусмотрена реорганизация библиотечных фондов.

Сейчас министерство занялось киносетью. Известно, что бизнесмены выкупают кинотеатры, оснащают их современной техникой, значит, это выгодно. Но предприниматели нацелены на состоятельных зрителей. Мы же хотим создать Центр российского кино, в который могли бы прийти все. При этом мы имеем в виду, что запросы зрителей изменились: если раньше смотрели только на то, что происходит на экране, то теперь хочется, чтобы звук был хорошим, изображение четким, кресло удобным, зал уютным. то есть в наших кинотеатрах должно быть красиво. И это мы тоже учитываем.

Культуре категорически противопоказан застой. И это чувствуют в настоящих творческих коллективах. Признаюсь, что вдруг в какой-то момент мне показались однообразными концерты ансамбля "Кантеле". И вдруг - их новая программа "Отзвуки заонежских ярмарок", построенная в нетрадиционном для этого коллектива ключе. Новый для артистов материал - русская культура Заонежья - представлен в новой форме - своеобразный фолк-мюзикл, где есть сюжет, интрига.

Внутри коллектива, конечно же, идут споры: не уйдет ли "Кантеле" от финской, вепсской, карельской культуры в русскую, но ведь в спорах и рождается истина.

Есть повод поспорить и в Национальном театре: какие пьесы, на каком языке, для какого зрителя должны играть актеры... Хорошо, когда люди спорят по творческим проблемам. Так же должно быть и в других коллективах, театрах. Должен быть и новый репертуар, и труппа должна меняться. Не может один состав играть все спектакли, ведь недаром испокон веков повелось, что актер - профессия странствующая. Сегодня, конечно, переезжать с места на место очень сложно, но играть в разных театрах одного города не только можно, но и интересно. В Москве, в Санкт-Петербурге эта практика хорошо известна.

Страсти в клочья

- Да, но споры вокруг театров республики носят не только творческий характер. Чего только стоит история с принятием "Концепции развития театрального искусства Карелии". Может быть, стоило, прежде чем выносить ее на коллегию, обсудить с актерами?

- Нет. Концепция - это не пьеса, не репертуар, ее должны обсуждать и принимать люди, формирующие политику театра, его менеджеры. Ведь актер видит себя прежде всего в пьесе, в какой-то роли, режиссер думает о пьесе, о спектакле, а вот насколько спектакль будет интересен, востребован зрителем, как будет жить театр со своим репертуаром - это компетенция директора театра. Поэтому "Концепцию...", документ, направленный на реформирование театров, мы вынесли на обсуждение коллегии и пригласили принять участие в разговоре всех директоров. Каждый мог высказать свое мнение, отстаивать его, приводить доводы и не соглашаться. Но если кто-то промолчал, это вовсе не значит, что он ни при чем.

С труппой театра Русской драмы, который планировалось закрыть, встречалась неоднократно. Я демократичный человек, готова выслушать каждого, но меня, как министра культуры, не удовлетворяет то, что зал, рассчитанный на 700 мест, заполнен меньше чем наполовину, что игра актеров не трогает зрителей, да и актерам все равно, что труппа стала неработоспособной, слишком мало пьес можно "разложить" на имеющийся состав.

- А Вы не боитесь быть "могильщиком" театра?

- Нет. Если человек ответственный, то он должен принимать различные решения, в том числе и непопулярные.

- "Перемен, мы ждем перемен", - поется в песне Виктора Цоя, но когда перемены касаются кого-то лично, то это катастрофа...

- Отлично понимаю состояние тех актеров, которые с закрытием театра потеряли бы работу. Но это наши кадры, министерство готово было им помочь. Мы не собирались никого оставлять на улице. Я понимаю, что актеры - особая категория людей, они играют всегда и везде, они готовы умереть только на сцене. Но если актер не в форме, у него нет физических сил, зритель не должен от этого страдать... Можно заключать контракты на определенную роль, на моноспектакль. Главное, чтобы это было интересно публике.

- И тем не менее, тот вариант концепции, где речь шла о закрытии театра, не принят. Вы поменяли свое мнение?

- Глава республики С. Л. Катанандов предложил дать еще один шанс труппе. И я как член команды, выполняю эту задачу. Мы приглашаем режиссера Семена Верхградского. В марте он приезжает для переговоров и знакомства с труппой, а в апреле готов приступить к постановке спектакля. Мы надеемся, что работа будет успешной, и он возглавит театр, возьмет ответственность за его судьбу. Пока же артисты Русского театра драмы приступили к репетициям спектакля "Сказ о петроглифах" под руководством Виолы Мальми. Спектакль по повести А. Линевского "Листы каменной книги" - совместный проект "Карельской горницы" и Русского театра драмы.

В марте начнутся репетиции камерного спектакля "Кроткая" по рассказу Ф. М. Достоевского. Он ставится для народного артиста России Константина Пилипенко.

О бережном отношении к "тонкой материи"

- Какой урок из ситуации с Русским театром драмы извлекли Вы для себя?

- Я еще раз убедилась, что сфера культуры - очень тонкая материя. Здесь нужно просчитать и выверить каждый шаг. Мне не всегда удается это сделать, наверное, в силу моего прямого и решительного характера. И еще я убедилась, что директора государственных учреждений культуры должны участвовать в творческом процессе, управлять им. Если же они отходят в сторону, то ситуация, подобная сложившейся с Русским театром драмы, может повториться с любым коллективом.

- А как, на Ваш взгляд, извлекли ли какой-то урок труппа?

- Хотелось бы надеяться, что да, что актеры убедились: надо работать, заниматься творчеством, а не закулисной игрой. Честно говоря, хочу ошибиться в своем прогнозе относительно закрытия театра, но теперь все зависит от самих актеров.

- Недавно в одном из интервью главный режиссер "Творческой мастерской" И. П. Петров посетовал, что финансирование его театра будет уменьшено, ему придется увольнять сотрудников. Это связано с новой "Концепцией развития театрального искусства"?

- Это связано с тем, что сокращен бюджет министерства культуры. Всем учреждениям предложено пересмотреть штаты, разумнее подойти к их формированию. Может быть, каких-то сотрудников, гардеробщиц, например, перевести на контракт? Речь ведь не идет о сокращении труппы.

- И тем не менее, некоторые связывают неизбежные сокращения с планируемой в каждом театре аттестацией.

- Аттестация в театре, как и в любом другом коллективе, преследует совершенно другие цели. Если ты профессионал, то бояться ее не надо. В Музыкальном, например, уже идет аттестация солистов, артистов хора, балета, оркестра. Возглавляет аттестационную комиссию арт-директор Музыкального театра Нина Раутио, которая, кстати, сама, работая на оперных сценах за рубежом, не раз проходила аттестацию. Творческий процесс не останавливается. В ближайших планах коллектива - восстановление оперы П. Масканьи "Сельская честь". Будут и новые постановки, но какие, пока это сюрприз Нины Валентиновны, не стану его раскрывать. Пусть спектакль станет подарком городу к 300-летнему юбилею.

Беседовала Ольга МАЛЫШЕВА
"ТВР-Панорама", 12 марта 2003

Техническая поддержка портала
Создано 8 апреля 2003. Отредактировано 8 апреля 2003.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.