Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Нравственный кризис глубже финансового

Наталья Вавилова

Наталья Вавилова

В октябре в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 года № 32-РФ "Об Общественной палате Российской Федерации" в Петрозаводске состоялось республиканское собрание, на котором представители неправительственных организаций выбирали кандидата в состав Общественной палаты от Республики Карелия. Большинством голосов была избрана Наталья Вавилова. Двадцатого ноября в Санкт-Петербург прибыла делегация Петрозаводска. Здесь состоялась конференция - следующий этап, на котором кандидатов в члены Общественной палаты выбирали представители всего Северо-западного Федерального Округа. Петрозаводская делегация оказалась самой многочисленной: Двадцать представителей НПО Карелии приехали поддержать своего кандидата. Выступление Натальи Ивановны было самым ярким и содержательным, что не удивительно. Опыт члена комиссии Общественной палаты Российской Федерации по сохранению культурного и духовного наследия, директора Музея изобразительных искусств Карелии, Советника по культуре Главы Республики Карелия, Председателя Президиума КРОО "Родной город" позволяет Наталье Ивановне не первый год успешно решать вопросы государственного значения. Достижения Натальи Вавиловой связаны не только с Карелией. Она была инициатором и организатором значимых социальных проектов в Республике Алтай, Красноярске, Пскове, Санкт-Петербурге и в других городах и регионах. В итоге на конференции в Санкт-Петербурге были избраны одиннадцать кандидатов, в число которых вошла Наталья Вавилова. До конца года члены нового состава ОП РФ должны утвердить шесть из одиннадцати представленных кандидатур. Вернувшись в Петрозаводск, Наталья Вавилова ответила на несколько вопросов, касающихся ее работы в Общественной палате.

- Наталья Ивановна, что удалось сделать за последнее время вам и вашим коллегам по комиссии Общественной палаты РФ?

- Нам удалось сделать очень многое, хотя и за очень короткий период времени. Мы работаем с памятниками истории, культуры, с музейным фондом. Решаем проблемы его сохранности, реставрации и использования. Это, в первую очередь - законодательство, над которым предстоит еще много работать. Нам удалось внести поправки в 73-й Федеральный Закон о сохранении и использовании памятников культурного наследия. Совместно с Союзом музеев России и Комитетом по культуре Госдумы РФ подготовлены поправки в ФЗ "О музеях и музейном фонде". Прежде всего, они касаются музеев-заповедников, что особенно важно для нашего северо-западного региона.

- Какие вопросы в вашей работе самые сложные и почему?

- Самыми сложными оказались вопросы сохранности. Причин много. Одна из них - отсутствие училищ, которые готовят специалистов-реставраторов. Еще необходимо разработать новые нормативы на проведение реставрационных работ, мы не можем пользоваться строительными нормативами. Для решения этих и других проблем в Общественной палате была создана рабочая группа, представители которой в этом году встречались с министром культуры России и донесли до его сведения всю необходимую на наш взгляд информацию.

Возвращаясь к больной для меня теме, напомню, что музей сегодня - это не только экспонат, к которому нельзя прикасаться. Музеи - мощный ресурс развития территорий. Туристическая отрасль, как и прежде, базируется на памятниках культуры, значит - она должна вкладывать в них средства. Сегодня, когда нет домов культуры и клубов, музеи заняли место социально-культурных и образовательных комплексов. Поэтому туризм должен стать опорой памятникам архитектуры и искусства, а не только потребителем.

- Наталья Ивановна, как вы относитесь к передаче в долгосрочную аренду памятников истории и культуры.

- Я это приветствую. Одному государству не решить проблем, связанных с их сохранением. Но в этой теме должны быть очень четко прописаны все буквы закона. У нас принят 73-й Федеральный Закон, но до сих пор нет всех подзаконных актов к нему. В них должны быть прописаны обременительные правила для арендаторов. И нам не надо изобретать велосипед, можно опираться на опыт других стран. Например, в Испании с 13 века существует очень четкий порядок в данной сфере. Даже те ценности, которые относятся к церкви, никто не может без разрешения государства перенести из одного храма в другой. В соответствии с этими правилами арендатор воспринимает то, что ему передали во временное пользование не как собственность, а как произведение искусства. Он не имеет права снять ни одной балясинки, не то, что подвергать объект серьезной переделке. Но за это государство раз в четыре года компенсирует ему часть средств затраченных на реставрацию объекта.

Наш бизнес в основном смотрит на историко-культурные ценности как на средство собственного обогащения, потому что сегодня нравственный кризис глубже финансового. Уровень общей культуры в стране настолько низкий, что доверить памятник мы можем немногим представителям бизнеса. Опорой ответственному, а не потребительскому отношению, может стать только высокая гражданская позиция, которую предстоит воспитать. В этом задача гражданского общества и общественных объединений. Позиция: я заплатил и могу делать, что хочу, вообще не должна существовать.

- Возможно, бизнес тоже хочет что-то получить взамен на заботу о памятниках культуры.

- Безусловно. Поэтому нужен закон о меценатстве и о меценатах. Во всем мире бизнесу, который вкладывает деньги в культуру, даются налоговые послабления. Мы всё чего-то ждем. А людям надо дать, наконец, право честно и открыто оказывать помощь. Те, кто имеет свою гражданскую позицию, хотят вкладывать деньги официально и открыто. Поэтому, чтобы с нашим мнением считались, мы должны довести до конца процесс формирования законодательства в этой области. За пять лет с трудом приняли несколько подзаконных актов к 73-му ФЗ. Кстати, у нас сегодня музеи-заповедники не обозначены как государственные учреждения. А они, на мой взгляд, могут выполнять функцию градообразующих предприятий. Для этого им тоже надо дать возможность иметь и гостиницы, и рестораны, и работать, сохраняя духовное и культурное наследие. Почему мы только бизнесу готовы дать такие права? Почему не дать их тем учреждениям культуры, которые могут и должны всем этим заниматься.

- Каковы основные проблемы, связанные с работой музеев и требующие безотлагательного решения?

- Их немало. Права охраны памятников регионам переданы, а средств на их сохранение нет. А нищенские зарплаты музейных работников!? Музей - это огромная научно-исследовательская работа, которую должны выполнять высококвалифицированные специалисты, и они должны иметь достойную зарплату. По заданию Правительства РФ мы в Общественной Палате подготовили экспериментальный доклад "Культурное наследие народов Российской Федерации", он прозвучит в декабре. В нем поднято очень много проблем. Мы ведь до сих пор точно не знаем, что у нас в России есть, потому что нет единого кадастра культурных ценностей страны. Что мы имеем в частных коллекциях, корпоративных и церковных фондах? Мы должны знать, чем богаты. Крайне необходим и новый закон о культуре, который расставит все по местам. В данный момент в Общественной Палате создана экспертная группа, которая работает над внесением поправок в 73-й ФЗ, требуется дальнейшая работа над совершенствованием 94-го закона. Так что, нам работы хватит еще не на один год.

Беседовала Лариса Красавцева

Техническая поддержка портала
Создано 17 декабря 2009. Отредактировано 17 декабря 2009.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.