Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Выступление Министра экономического развития РК В.Шлямина
на международном семинаре "Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации"
"Особенности международных и внешнеэкономических связей приграничного российского региона на Севере Европы
(на примере Республики Карелия)"
3 октября 2002 года г.Петрозаводск

Уважаемые участники семинара!

Позвольте мне поблагодарить организаторов семинара из Совета Европы, МИД РФ за стремление рассмотреть на столь представительном форуме наиболее актуальные проблемы международного и внешнеэкономического сотрудничества субъектов РФ, входящих в Северо-Западный федеральный округ. Свое выступление я хотел бы посвятить некоторым актуальным экономическим и правовым вопросам развития приграничных связей приграничных территорий (ПС) Северо-Запада России с сопредельными регионами западной части Северной Европы.

Под ПС понимается совокупность согласованных действий органов государственной власти всех уровней, находящихся на сопредельных территориях, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, научных и учебных учреждений, финансовых институтов, направленных на развитие и поощрение прямых взаимовыгодных и долгосрочных связей предприятий, организаций, учреждений и граждан, проживающих на сопредельных территориях, в рамках международных, двухсторонних и многосторонних проектов и программ.

На мой взгляд, пяти российским территориям - Мурманской области, Республике Карелия, Ленинградской, Псковской областям и городу Санкт-Петербургу - будет принадлежать важная роль в формировании единого экономического пространства новой Северной Европы и в связи с этим новых ПС.

Все пять территорий входят в состав Балтийского макрорегиона, а Республика Карелия и Мурманская область - еще и в Баренцев макрорегион. Российские приграничные территории, образуя своеобразный пояс на внешних границах России с Евросоюзом, Эстонией и Латвией (странами-кандидатами на вступление в ЕС), занимают площадь 453 тыс.кв.м (сопоставимо с размерами такой страны как Швеция), имеют численность населения всего 9 млн.человек. (6.2% от общей численности населения России).

Совокупный региональный продукт этих пяти субъектов составляет 5,6% от уровня Российской Федерации, а совокупный удельный вес промышленного производства - 6,6%. Названные российские территории отличаются социально-политической стабильностью, относительно близким по отношению друг к другу уровнем развития инфраструктуры транспорта и связи (за исключением Санкт-Петербурга), обладают солидным научным, образовательным, промышленным и культурным потенциалом, а запасы природных ресурсов здесь сопоставимы с некоторыми крупными европейскими странами.

Совершенно ясно, что выбранный российским руководством путь интеграции страны в европейское и мировое экономическое пространство - это единственная возможность сохранить целостность нашего государства и ликвидировать сложившееся отставание в темпах научно-технического прогресса с наиболее развитыми странами.

В связи с этим ПС на Севере Европы следует рассматривать как один из наиболее эффективных инструментов поэтапной интеграции экономики России в общеевропейскую экономику. Именно через ПС, через совокупность взаимовыгодных трансграничных проектов, и будет постепенно выравниваться уровень жизни населения на сопредельных территориях (сегодня разрыв в объективных показателях уровня жизни населения по обе стороны границы Евросоюз - Россия слишком велик). И, стало быть, будут созданы предпосылки для долговременного устойчивого развития всего контингента.

Здесь, на Севере Европы, сложившиеся тенденции межрегионального взаимодействия в рамках Балтийского и Баренцева сотрудничества соответствуют духу и букве Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и Евросоюза, диалогу о предстоящем вступлении России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

В связи с этим, как нам представляется, наступило время для изучения потенциала приграничного экономического сотрудничества на новом этапе.

В рамках диалогов Россия -Евросоюз и Россия - ВТО уже в ближайшее время можно было бы обсудить конкретные меры по стимулированию приграничной промышленной кооперации, приграничной торговле и иным формам совместного предпринимательства. При этом важно принять во внимание потенциалы и интересы всех заинтересованных "игроков" ( см. рис. 1), не в последнюю очередь - крупных российских корпораций, финансово-промышленных групп, международных ТНК и финансовых институтов, которые в эпоху глобализации и прорыва в информационных технологиях объективно будут все активнее влиять на содержание ПС.

Одновременно инициатива создания общего экономического пространства Россия-Евросоюз, сопровождаемая гармонизацией пограничных и таможенных процедур, несомненно даст импульс для внешних связей малого и среднего бизнеса сопредельных территорий. Предвидя это, мы выступили с инициативой пригласить в Петрозаводск в сентябре 2003 года международный форум "Экономическое сотрудничество на Севере Европы. Малый и средний бизнес", дополнив, таким образом, серию форумов по "Северному измерению".

Естественно, что из нашего поля зрения не должны выпасть также проблемы, связанные с обеспечением экономической безопасности совместного предпринимательства. Нас в Карелии особенно интересуют новые возможности, которые открываются как в сфере транспорта, лесопромышленного комплекса, энергетики, связи, так и в малом и среднем бизнесе в сфере услуг, в частности, в туризме. Возможности для весьма выгодных проектов могут быть реализованы, если нам хватит сил отказаться от устаревших стереотипов, таких, например, как устойчивый имидж Карелии, да и в целом России как сырьевого придатка Запада. Одними убеждениями не обойтись, поэтому особенно энергично придется действовать, прежде всего, в правовом аспекте.

Как известно, в своей практической деятельности мы руководствуемся положением Федерального закона "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" от 4 января 1999г., которым определено, что субъекты являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей и такой подход вполне отражает реалии сегодняшнего дня, процессы, происходящие в жизни нашего общества. Вместе с тем, Россия в октябре 2001 г. ратифицировала Мадридскую рамочную конвенцию (май 1980 г.) о сотрудничестве сопредельных территориальных сообществ и властей, что предполагает выход на новые формы ПС на внешних границах России и ЕС, в том числе через такие новые организационные формы как еврорегион. Положительный опыт созданного в феврале 2000 г. еврорегиона "Карелия", с которым Вы можете достаточно детально ознакомиться в предлагаемых Вам материалах, дает основания для надежды на более основательную государственную правовую поддержку еврорегиона как формы ПС.

Достаточно сказать, что за последние 2 года для реализации совместных проектов по сооружению канализационных очистных сооружений в Сортавале, нового МАПП "Суоперя" в Лоухском районе и созданию Приграничного индустриального комплекса в Костомукше мы получили по линии Программы ТАСИС около 11 млн.евро. В настоящее время решается вопрос о выделении еще 2 млн.евро на Программу "Электронная Карелия" как часть еврорегиона. Мы уже получили политическую поддержку еврорегиона "Карелия" в лице Министров иностранных дел России и Финляндии и готовы сделать следующий шаг. Речь идет о придании еврорегиону "Карелия" статуса модельной территории во взаимоотношениях Евросоюз - Финляндия - Россия, в рамках которой будут прорабатываться новые механизмы реализации программ России и ЕС.

Мы уже провели предварительные консультации с рядом европарламентариев и экспертов комиссии европейских сообществ о выделении на эти цели гранта ТАСИС (ориентировочно до 4 млн.евро) с софинансированием Республики Карелия и Финляндии и получили одобрение. Мы выступаем сторонниками создания цепи еврорегионов вдоль границы России с Евросоюзом как своеобразного пояса добрососедства и как инструмента развития приграничной таможенной инфраструктуры, инфраструктуры транспорта, энергетики, связи и туризма.

К сожалению, действующее в сфере международных и внешнеэкономических связей законодательство не в полной мере отвечает новым требованиям. 2 июля 2002г. в Совете Федерации Федерального Собрания России прошло заседание "круглого стола" по теме: "Развитие правового обеспечения международной и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации".

Одним из выводов дискуссии стало понимание необходимости улучшения правового регулирования международной и внешнеэкономической деятельности субъектов РФ.

Закон от 4 января 1999 года подробно регламентирует лишь вопросы заключения субъектами РФ соглашений об осуществлении зарубежных связей и открытии своих представительств за рубежом.

Вне рамок закона остались вопросы участия регионов страны в международных проектах и программах приграничного сотрудничества, работы с международной гуманитарной и технической помощью, полномасштабного участия в международных региональных организациях.

Практически не заработал федеральный закон от 13 октября 1995 года "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", который наделял субъекты федерации полномочиями по более активному участию в сфере внешнеторгового сотрудничества с зарубежными партнерами. Как нам известно, работа по корректировке названных законов ведется.

Очень важно, чтобы субъекты федерации участвовали в этой работе, а не получили готовые нормативные акты, не учитывающие всей специфики международного сотрудничества.

Не менее актуален вопрос о продолжении работы над программой реализации "Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации", которая приостановлена после упразднения Минфедерации России.

У нас в Карелии накоплен солидный практический опыт плодотворного взаимодействия федеральных и региональных органов власти. Благодаря постоянным консультациям с МИД, МЭРиТ, ГТК, ФПС и т.д. Правительству РК удалось достаточно четко определить стратегические направления международного сотрудничества и разработать ряд таких концептуальных документов, как: "Основные направления деятельности Правительства РК по развитию международного сотрудничества на 2000-2002 годы", "Программа приграничного сотрудничества РК на 2001 - 2006 годы". Уже сейчас можно сказать, что реализация данных программ позволяет сделать выводы о произошедших положительных сдвигах в международной и внешнеэкономической деятельности Карелии, решении ее экономических и социальных проблем.

В Карелии утверждена и действует Программа обустройства, оснащения и развития автомобильных пунктов пропуска на карельском участке российско-финляндской государственной границы, обновленный вариант которой охватывает период 2002-2006 годов.

Нам, совместно с таможенными органами и пограничной службой, удалось привлечь к работе по обустройству границы не только заинтересованные предприятия, но и наших финских партнеров и ЕС.

Кстати, и эта сфера требует дополнительного правового урегулирования.

Отсутствуют утвержденные на федеральном уровне требования к обустройству пунктов упрощенного пропуска, нет типовых ТЭО строительства пунктов, необходимо нормативно закрепить возможность, степень и формы участия как предприятий, так и региональных и федерального бюджетов в финансировании обустройства границы.

Все создаваемые на границе пункты пропуска являются, по сути государственными федеральными объектами, обслуживающими не только приграничные, но и более глубинные субъекты федерации. Адекватным этому должен быть и подход к проблемам финансирования. Итак, можно утверждать, что в Республике Карелия, как и ряде других регионов, накоплен достаточный опыт и наработки для обобщения на федеральном уровне.

Нам приятно сообщить Вам, что решением авторитетного международного жюри ЕС, СЕ и Европарламента Республика Карелия номинирована в качестве "Европейского региона 2003 года".

Как известно, в настоящее время идет разработка стратегии социально-экономического развития Северо-Западного Федерального округа на перспективу до 2015 года.

В связи с этим было бы целесообразно рекомендовать разработчиком использовать материалы нашего семинара для учета в выборе приоритетных направлений развития Северо-запада РФ как приграничного макрорегиона, а также для разработки общероссийской внешнеэкономической стратегии на Севере Европы в ответ на вызовы "Северного измерения" Европейского Союза.

Техническая поддержка портала
Создано 18 ноября 2002. Отредактировано 18 ноября 2002.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.