Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Доклад Премьер-министра Правительства Республики Карелия Чернова П.В.
"Об итогах социально-экономического развития Республики Карелия в 2003 году и задачах на 2004 год"
на собрании республиканского хозяйственного актива
11 марта 2004 года
  • Презентация к докладу Премьер-министра Правительства РК П.В.Чернова в формате *.pps (PPoint2000) ( Zip 5,28Mb)

Уважаемые участники актива!

Совместное подведение итогов прошедшего года в республике стало уже традицией. Это помогает нам реально оценивать ситуацию, учитывать интересы бизнеса, населения и власти, решать накопившиеся проблемы, планировать задачи на будущее.

Справочная информация об итогах социально-экономического развития республики в 2003 году имеется у всех присутствующих, а также представлена на слайдах. Я же остановлюсь на кратких итогах и основных проблемах, которые Правительство решало в 2003 году, и задачах на 2004 год.

В 2003 году Правительство Республики Карелия продолжило работу по реализации Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2010 года.

Перед Правительством республики стояли задачи по укреплению позитивных процессов в экономике, привлечению инвестиций для дальнейшей модернизации производства, устойчивому функционированию социальной сферы.

Благодаря принятым мерам удалось приостановить развитие негативных тенденций, наметившихся в начале 2003 года, сохранить положительную динамику основных социально-экономических показателей.

По оценкам, в 2003 году валовой региональный продукт увеличился по сравнению с 2002 годом на 2%.

Объем промышленной продукции составил 38 млрд. рублей и вырос в действующих ценах на 4,5 млрд. руб. Индекс физического объема промышленной продукции составил 101% к уровню 2002 года, по кругу крупных и средних предприятий - 103%.

Рост физических объемов производства достигнут в большинстве отраслей промышленности: деревообрабатывающей (на 11 %), производстве строительных материалов (на 8 %), черной металлургии (на 5%), машиностроении и металлообработке (на 7%), лесозаготовительной (на 2,5%), целлюлозно-бумажной (на 7%), легкой (на 2%), полиграфической (на 4%).

Объемы промышленного производства увеличились в 11 муниципальных образованиях: в Кеми, Кондопоге, Костомукше, Питкяранте, Сегеже, Сортавале, Лахденпохском, Медвежьегорском, Муезерском, Пудожском районах и Вепсской национальной волости.

Снижение объемов производства (в электроэнергетике на 4%, пищевой промышленности на 33%, в том числе рыбной на 45% и мукомольно-крупяной на 42%) оказало влияние на итоги промышленности в целом.

Получила развитие транспортная инфраструктура. За счет средств Территориального дорожного фонда в 2003 году в Карелии построено более 30 км автомобильных дорог с 6 мостами протяженностью 239 погонных метров. Кроме того, на федеральной дороге Кола построено и реконструировано свыше 68 км. Продолжалось строительство газопровода Петрозаводск - Кондопога. За счет средств федерального бюджета продолжалась реконструкция Беломорско-Балтийского канала.

Внешнеторговый оборот по Республике Карелия в 2003 году вырос на 18% и достиг 870 млн. долл., при положительной динамике экспорта и импорта.

Объем инвестиций в основной капитал составил 9,6 млрд. руб. или 93% к уровню 2002 года в сопоставимых ценах. В то же время объем иностранных инвестиций достиг 34 млн. долл. США, что превышает уровень 2002 года в 1,7 раза.

Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 3,3% по сравнению с 2002 годом. Средняя заработная плата в целом по отраслям экономики составила 5608 руб. и увеличилась на 21 %. Улучшилась ситуация на потребительском рынке. Оборот розничной торговли в 2003 году вырос в физической массе на 3%, объем платных услуг, оказанных населению, - на 8 %. Снизилась на 11% прибыль прибыльных предприятий, а их доля в общем количестве предприятий республики сократилась с 55 до 51%. Это связано как с изменениями в налоговом законодательстве, ростом цен на услуги естественных монополий, так и с продолжающейся реконструкцией на ряде крупнейших предприятий республики.

Наполнение доходной части консолидированного бюджета в 2003 году происходило в условиях сокращения поступлений по ряду доходных источников. Доходы республиканского бюджета в 2003 году составили 5,5 млрд. рублей, или 97 % к уточненным плановым назначениям. Не выполнены плановые назначения по налогу на прибыль, налогу на добычу полезных ископаемых, платежам за пользование лесным фондом.

Несмотря на то, плановые назначения по расходам республиканского бюджета перевыполнены (106%), финансирование таких отраслей как сельское хозяйство, и жилищно-коммунальное хозяйство, а также социальной сферы было недостаточным.

Особое внимание Правительство уделяло вопросу своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. Этот вопрос еженедельно рассматривался на совещаниях в Правительстве, что позволило контролировать ситуацию. На начало 2004 года просроченная задолженность по заработной плате бюджетникам отсутствовала.

В 2003 году на выплату заработной платы бюджетникам направлялось 60% собственных доходов консолидированного бюджета Карелии и дотации из федерального бюджета. В 2004 году на эти цели придется направлять уже 79% доходов. В то же время в результате изменений в федеральном налоговом и бюджетном законодательстве, вступивших в силу с 1 января 2004 года, сумма выпадающих доходов бюджетов республики в 2004 году оценивается в 386 млн. рублей.

Правительству совместно с органами местного самоуправления предстоит напряженная работа по мобилизации доходов и оптимизации расходов, совершенствованию межбюджетных отношений.

Мы надеемся на поддержку руководителей предприятий в части своевременного перечисления в бюджет налогов и других обязательных платежей.

В условиях снижения доходов территории наиболее актуальным является вопрос привлечения инвестиций в экономику Карелии для создания новых производств, модернизации существующих с целью увеличения объемов производства и налогооблагаемой базы.

В прошедшем году утверждена Программа "Инвестиционная политика Правительства Республики Карелия на 2003-2006 годы". Ее реализация уже приносит определенные результаты. По итогам 2003 года иностранные инвестиции в экономику республики выросли в 1,7 раза, при этом рост прямых инвестиций составил более чем в 2 раза. В 2003 году рейтинговое агентство "Эксперт РА" включило республику в число 20-ти регионов России с наиболее эффективно работающим аппаратом управления в сфере привлечения инвестиций.

В 2003 году наметилась тенденция роста инвестиций в отрасли, производящие товары, в том числе в промышленность в целом на 2%, электроэнергетику - на 18%, лесозаготовительную (на 35%). Возросли инвестиции в строительство (в 1,4р), лесное хозяйство (в 2,2р), ЖКХ (в 1,8р), связь (в 1,4р), образование, здравоохранение, науку и культуру.

В 2003 году в республике реализованы и продолжалась реализация десятков крупных и малых инвестиционных проектов.

В августе 2003 года закончен первый этап проекта по созданию лесопильного завода в Приладожье. Концерном Стора Энсо введен в действие деревообрабатывающий завод в пос. Импилахти мощностью 100 тыс. куб.м. пиломатериалов и стоимостью более 11 млн. евро. В настоящее время идет строительство терминала, подъездных путей и других объектов.

Продолжается строительство новых площадей для расширения производства на ООО "Кархакос". Подписано Генеральное соглашение с концерном ИКЕА, реализован ряд инвестиционных проектов на Сегежском и Кондопожском ЦБК.

Активизировалась работа по государственной поддержке инвестиционной деятельности. На конкурсной основе были выданы республиканские льготные бюджетные кредиты на сумму 210 млн. рублей. Дополнительно к этому на реализацию проектов предприятия привлекают 300 млн. руб. инвестиций, будет создано более 200 новых рабочих мест.

С предприятиями, реализующими инвестиционные проекты, Правительством Карелии заключены соглашения по предоставлению налоговых льгот. Данные соглашения предусматривают привлечение предприятиями инвестиций на общую сумму 1,1 млрд. рублей и создание 950 рабочих мест.

Важным источником привлечения инвестиций является участие республики в реализации федеральных целевых программ. В 2003 году Карелия участвовала в 30 федеральных целевых программах. Кроме того, 13 объектов республики было профинансировано из средств федеральной адресной инвестиционной программы. За счет всех источников финансирования в 2003 году на реализацию ФЦП направлено 1, 5 млрд. рублей, что на 28 % больше, чем в 2002 году в сопоставимых ценах.

Значительная часть средств была выделена на строительство и реконструкцию объектов в связи с подготовкой к празднованию 300-летия г. Петрозаводска. В июне 2003 года введены в эксплуатацию 1-я очередь учебно-лабораторного корпуса ПетрГУ, 2-я очередь набережной Онежского озера. Завершена реконструкция Национального театра и Зала дворянских собраний в Краеведческом музее Карелии. За счет средств федерального бюджета продолжена реконструкция Беломорско-Балтийского канала, объектов музея-заповедника "Кижи". При поддержке федерального бюджета велось строительство школ и больниц. Получено и выдано 144 жилищных сертификата на сумму 70 млн. рублей.

В 2003 году приняты основные параметры республиканской адресной инвестиционной программы Республики Карелия на период до 2010 года. Ее приоритетными направлениями определены строительство и реконструкция объектов ЖКХ, наиболее значимых объектов социальной сферы. В 2003 году 95 млн. руб. или более 40% средств Адресной инвестиционной программы Республики Карелия было выделено на строительство и реконструкцию объектов ЖКХ (в 2002 г. - только 16%).

В 2003 году за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 82 тыс. кв. м общей площади жилья. Это самый высокий показатель за последние пять лет. В прошедшем году Банк "Онего" и Сбербанк более активно участвовали в реализации Программы развития ипотечного жилищного кредитования: выдано 90 кредитов на сумму 24 млн. руб. На строительство жилья в сельской местности направлено 11 млн. руб., за счет этих средств получили субсидии 77 семей. Из аварийного и ветхого фонда переселено 92 семьи.

Привлечение инвестиций в экономику республики останется приоритетным направлением деятельности Правительства на 2004 г. Планируемый их объем на текущий год - 9,8 млрд. руб. Для активизации инвестиционной деятельности в городах и районах республики создан Совет по размещению производительных сил.

Больше внимания будет уделяться вопросам подготовки земельных ресурсов под размещение новых предприятий, совершенствования механизмов их выделения. Намечается ускорение работ по разделению собственности на землю.

Основу экономики и инвестиционного потенциала республики составляют лесной и горнодобывающий комплексы. Правительство республики ставит задачу повысить эффективность механизмов проведения конкурсов на право пользования ресурсами, имея в виду расширение существующих производств, углубленную переработку ресурсов, привлечение инвестиций. Подписано и выполняется Генеральное соглашение с Министерством природных ресурсов России, в основе которого - наиболее важные проблемы природопользования. Эти проблемы обсуждались в прошлом году на совещании в Карелии с участием Президента России Владимира Владимировича Путина.

В структуре промышленного производства республики доля лесопромышленного комплекса в 2003г. составила 46%, на предприятиях ЛПК занята половина всех работающих в промышленности.

В целях повышения эффективности деятельности предприятий отрасли, создания условий для их стабильной работы принята "Программа действий Правительства РК по совершенствованию системы управления лесопромышленным комплексом".

По итогам года обеспечен рост объемов производства во всех отраслях лесопромышленного комплекса. По динамике производства деловой древесины, целлюлозы, бумаги в Карелии получены лучшие показатели среди регионов Северо-Западного федерального округа. В Карелии также выше, чем в среднем по России, индексы физического объема производства как в целом по лесопромышленному комплексу (106,6% и 101,5% соответственно), так и по отдельным отраслям.

В лесозаготовительной отрасли значительно увеличены объемы производства в "Костомукшалесе" (Бовсуновский Александр Владимирович), "Воломском КЛПХ" (Киселев Александр Николаевич), "Кривцылесе" (Игнатьев Юрий Васильевич), "Пяльмском ЛПХ" (Сидоренко Николай Григорьевич), "Пудожпромлесе" (Тимофеев Владимир Николаевич).

В 2003г. по сравнению с 2002г. улучшилась финансовая ситуация на лесозаготовительных предприятиях: прибыль увеличилась на 22% и составила 165 млн. руб., сократилась доля убыточных предприятий.

В то же время, 13 из 29 крупных и средних лесозаготовительных предприятий сократили объемы вывозки древесины. Наибольшее снижение допущено в акционерных обществах "Чупинский ЛПХ" (Барсуков), "Сокес" (Кривошеин), "Кемьлес" (Кокков), "Лахденпохский ЛПХ" (Григорьев).

В республике началась целенаправленная работа по передаче участков лесного фонда по конкурсу в долгосрочную аренду. Создана конкурсная комиссия, утверждены новые условия передачи лесфонда в аренду. Основное требование, которое предъявляется к участникам конкурса, это - глубокая переработка древесины. В 2003 году по результатам лесных конкурсов передано в долгосрочную аренду 1,8 млн. куб. м леса, или 30% лесфонда, сданного в аренду. Такой подход способствует повышению инвестиционной привлекательности ЛПК, более полному и эффективному освоению лесных ресурсов.

По предприятиям, уже получившим лесфонд в долгосрочную аренду, ожидается в текущем году около 1 млрд. руб. инвестиций и 380 млн. руб. доходов в бюджеты и внебюджетные фонды.

Нас очень беспокоят попытки изменить систему управления лесопользованием, изложенную в проекте нового Лесного кодекса. Планируемая передача лесных участков в аренду только по результатам аукционов, ущемление полномочий субъектов РФ в управлении лесными ресурсами, а также другие кардинальные изменения могут привести к возникновению очередного финансового кризиса на предприятиях ЛПК. Правительство РК неоднократно вносило предложения в проект нового Лесного кодекса и принимает все меры для предупреждения возможных негативных последствий для субъектов РФ.

В 2003 году значительно увеличили объемы производства предприятия деревообрабатывающей отрасли. Производство древесностружечных плит выросло на 37% в ОАО "Карелия ДСП" (Замотаев Геннадий Иванович).

Новому собственнику ООО "Кемский ЛДЗ" (Соколов Леонид Николаевич) удалось решить вопрос финансирования предприятия увеличить объемы лесопиления на 40%, снять социальную напряженность в трудовом коллективе.

Рост выпуска пиломатериалов наблюдается не только на деревообрабатывающих предприятиях, но и в леспромхозах: Медвежьегорском ЛПХ (Лубенцова Ольга Юрьевна), акционерных обществах "Поросозеро" (Сидоренко Геннадий Георгиевич) и "Запкареллес" (Спиридонов Юрий Николаевич).

Снижены объемы лесопиления в "Интерлеспроме" (Дружинин), "ЛДК "Сегежский" (Ермаков), на Ильинском лесозаводе (Теребов).

В отрасли в ближайшие годы будет построен ряд новых предприятий, что позволит увеличить объемы производства, улучшить качество продукции, создать новые рабочие места.

Предприятия целлюлозно-бумажной отрасли работали в 2003 году значительно успешнее 2002 года. Выросли объемы производства всех основных видов продукции: бумаги, картона, бумажных мешков, товарной целлюлозы.

За счет ввода в эксплуатацию 10-ой бумагоделательной машины в ОАО "Кондопога" (Федермессер Виталий Александрович) производство газетной бумаги в 2003 году составило 574 тыс. тонн, или возросло на 7% к уровню 2002 года.

На 9% больше чем в 2002 году произведено товарной целлюлозы на целлюлозном заводе "Питкяранта" (Хомяков Степан Анатольевич).

Сегежский ЦБК (Преминин Василий Федорович) увеличил производство крафт-лайнера на 13%, мешочной бумаги на 6%, бумажных мешков на 14%. В соответствии со Стратегией развития комбината на период до 2010 года начато его техническое перевооружение. На выполнение этого проекта предприятие привлекает более 400 млн. евро.

Между Правительством РК и рядом предприятий ЛПК (Кондопожским и Сегежским ЦБК, Целлюлозным заводом "Питкяранта", Запкареллесом,) заключены Генеральные соглашения о сотрудничестве, предусматривающие рост объемов производства и налоговых поступлений в бюджеты.

16 июля 2003г. принят меморандум о намерении создать единую региональную лесопромышленную группу, в состав которой войдут Кареллеспром, Кондопожский и Сегежский ЦБК. До конца 2004г. должна быть разработана совместная стратегия новой лесопромышленной группы.

В 2004 году будет начата реализация программы "Политика и стратегия Правительства РК в области лесопользования и развития лесопромышленного комплекса". Она предусматривает более высокие темпы роста производства в ЛПК по сравнению с другими отраслями.

Перспективы развития горнопромышленного комплекса Карелии связаны с освоением и вовлечением в эксплуатацию новых месторождений. В 2003 году продолжена реализация программы освоения недр и развития горнопромышленного комплекса Карелии на период до 2010 года. Получены неплохие результаты. В целом по комплексу инвестиции составили свыше 600 млн. руб. Введены в эксплуатацию два мощных щебеночных завода, предприятие по производству промышленных взрывчатых веществ, цеха по производству облицовочных плит и тонкого шунгитового порошка.

За счет бюджетных и внебюджетных источников на геологическое изучение недр направлено более 140 млн. руб. Это создает хорошие предпосылки для работы на перспективу.

В 2003 году ряд ключевых предприятий горнопромышленного комплекса осуществлял реконструкцию производства. Однако, несмотря на это, выпуск щебня сохранился на уровне 2002 года, а объем добычи блочного камня увеличился на 30%. Лидерами в производстве щебня по итогам года являются: "Прионежский карьер" (директор Спиридонов Юрий Валентинович), "Питкярантское карьероуправление" (генеральный директор Лазуткин Андрей Вячеславович). По производству блочной продукции лидируют "Карелид" (директор Масляков Геннадий Николаевич) и "Интеркамень" (генеральный директор Соловей Анатолий Семенович).

Однако, из 245 разведанных месторождений (без учета месторождений торфа), расположенных в Карелии, эксплуатировалось только 47. Это свидетельствует о том, что потенциал отрасли используется не в полной мере.

В 2004 году на территории Медвежьегорского и Суоярвского районов планируется создание двух новых крупных предприятий по производству щебня; завершится реконструкцию на Сортавальском дробильно-сортировочный заводе и Пудожском карьере.

В промышленности строительных материалов увеличилось производство кирпича, железобетонных конструкций. Рост темпов жилищного строительства в Карелии позволит более полно использовать потенциал предприятий, выпускающих строительные конструкции.

Хороших результатов в прошлом году добились металлурги Карелии.

Меры, принимаемые руководством Карельского окатыша (генеральный директор Михайлов Олег Юрьевич), позволили предприятию завершить 2003 год с прибылью. Дальнейшей стабилизации финансово-экономического положения ГОКа будет способствовать работа по улучшению качества продукции, вводу в эксплуатацию Корпангского месторождения.

Второй год успешно реализуется Генеральное соглашение между Правительством РК и ОАО "Мечел", в состав которого входит Вяртсильский метизный завод (генеральный директор Камелин Виктор Геннадьевич). На заводе увеличено производство метизной продукции, возросла численность персонала и заработная плата.

На Надвоицком алюминиевом заводе (генеральный директор Нечаев Геннадий Павлович), филиале компании "СУАЛ-Холдинг" производство алюминия стабильно возрастает. За счет установки более производительных и экономичных электролизеров снижаются удельные расходы сырья и электроэнергии, улучшаются условия труда. Планируется заменить еще 30 электролизеров. Прорабатывается также вопрос размещения на заводе производства алюминиевых сплавов.

В 2004 году планируется обеспечить рост производства в промышленности строительных материалов - на 4%, в черной и цветной металлургии на 1- 1,5%. На 6% возрастет производство щебня и гравия. Правительство Карелии продолжит работу с федеральным центром по вопросам снижения платы за перевод лесных земель в нелесные, сокращению сроков рассмотрения заявок по землеотводам в Министерстве природных ресурсов России.

В машиностроении и металлообработке индекс физического объема промышленного производства составил в 2003 году 107%.

Одно из ведущих предприятий отрасли - Онежский тракторный завод (генеральный директор Иванов Константин Викторович). Коллектив предприятия работает над освоением выпуска машин с улучшенными эколого-экономическими характеристиками. Активно ведется маркетинговая и рекламная деятельность, работа по привлечению инвестиций.

На Судостроительном заводе "Авангард" (генеральный директор Федоров Игорь Юрьевич) в прошедшем году наметилась тенденция роста объемов продукции основного производства. При поддержке Правительства республики заводу удалось решить ряд серьезных проблем и получить заказы на судостроение. На предприятии увеличилась заработная плата, сокращается задолженность по ее выплате. Распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 года ОАО "Судостроительный завод Авангард" включено в перечень стратегических предприятий и организаций России.

Продолжают стабильно наращивать объемы производства и развиваться "Кархакос" и его дочернее предприятие "АЕК" (директор Денисов Евгений Иванович).

Вместе с тем, нельзя не отметить значительное ухудшение ситуации на Петрозаводскмаше. Объем производства на предприятии за 2003 г снизился на 11%. к уровню 2002 года. Правительством Карелии рассматриваются вопросы по оказанию поддержки предприятию для стабилизации производства.

Дальнейшее развитие машиностроения в значительной степени связано с формированием портфелей заказов на предприятиях отрасли, привлечением инвестиций на техническое перевооружение, расширением рынков сбыта.

Учитывая социальную и хозяйственную значимость энергетики, Правительство республики постоянно контролировало работу этой жизненно важной отрасли. Однако в минувшем году энергетики Карелии работали ниже своих возможностей. При росте потребления электроэнергии на 3,5%, объем ее выработки снизился на 3,2%, что объясняется низкой водообеспеченностью в 1 полугодии 2003 г. Несмотря на увеличение во втором полугодии притока воды, ликвидировать допущенное в начале года отставание не удалось.

В течение года сохранялась напряженная обстановка с электроснабжением потребителей, связанная с неплатежами за потребленную электроэнергию. Правительством республики принимались конкретные меры по урегулированию данных вопросов, восстановлению электроснабжения объектов ЖКХ.

В 2004 году будет продолжена работа по реформированию энергетического комплекса республики. Правительство будет принимать меры по предупреждению необоснованного роста тарифов для конечного потребителя, в связи с разделением тарифа на три составляющие: тариф генерации, передачи и сбыта.

Сложной остается ситуация в сельском хозяйстве.

По итогам года снижено производство сельскохозяйственной продукции на 0,4% за счет сокращения производства в личных подсобных хозяйствах населения. В сельскохозяйственных предприятиях в 2003 году достигнут рост производства продукции на 2%, овощей - на 39%, яиц - на 8%, , мяса на 7%. Уменьшилось производство картофеля, сократилось поголовье скота и птицы.

По итогам года хорошие результаты получены в "Толвуйском" (Ткачук Иван Иванович), племсовхозе "Ведлозерский" (Попов Сергей Михайлович), "Ильинском (Пителин Николай Иванович), "Сортавальском" (Концевой Валерий Михайлович).

В 2003 году из республиканского и федерального бюджетов на поддержку сельского хозяйства было выделено 199,6 млн. руб., или на 35% больше чем в 2002 году. Однако, отдачи, на которую мы рассчитывали, нет. Финансовым результатом деятельности крупных и средних сельхозпредприятий стало получение сальдированной прибыли в сумме 6,1 млн. руб., что в 3 раза ниже 2002 года. 57% сельхозпредприятий являются убыточными.

Ниже своих возможностей работали такие предприятия, как "Эссойла", "Сунская птицефабрика" Прекратил свою деятельность комбинат "Тепличный". Не улучшается положение дел в Лахденпохском, Питкярантском районах, ликвидировано крупное товарное производство в Пудожском районе.

Недостаточно активно работает Межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Министерству сельского хозяйства и продовольствия Карелии необходимо коренным образом изменить свою работу по управлению отраслью, больше внимания уделять вопросам взаимовыгодного сотрудничества сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий, внедрению передового опыта.

Не может устроить Правительство и положение дел в пищевой промышленности. Предприятия отрасли в 2003 году допустили снижение объемов производства - на 33%, сокращение объемов производства продукции произошло во всех подотраслях, за исключением хлебопекарной и мясомолочной.

Увеличено производство цельномолочной продукции на 1%, масла животного - на 12%.

Среди предприятий отрасли необходимо отметить успешную работу цеха по переработке молока ЗАО "Пряжинское" (Колоушкин Валерий Петрович), Медвежьегорского молокозавода (Федотов Алексей Владимирович), Карельского мясокомбината (Головин Олег Анатольевич).

Хочется отметить стабильную работу хлебопекарной отрасли, бесперебойно обеспечивающей население республики хлебобулочными изделиями в разнообразном ассортименте. Постоянно осваиваются новые виды изделий на Петрозаводском хлебокомбинате (Шорохова Алла Григорьевна), Суоярвском хлебозаводе (Петрова Зоя Николаевна), Пудожском хлебозаводе (Николенко Лилия Августовна).

В течение 2003 года продолжалась работа по реконструкции Медвежьегорского молокозавода, осуществлен перевод на природный газ производства Петрозаводского молококомбината "Славмо", открыто производство ликероводочных изделий на ООО "Аалто", осуществлялось техническое перевооружение хлебозаводов республики и Карельского мясокомбината.

Правительство республики продолжит работу с руководством ЛВЗ "Петровский" и Росспиртпромом по стабилизации ситуации на ведущем ликероводочном заводе республики.

В минувшем году удалось добиться некоторого улучшения на рынке алкогольной продукции. Растет ее реализация через официальную торговую сеть, увеличивается поступление акцизов. Ведется работа по упорядочению оптовой и розничной торговли в городах и районах республики.

Решаются сложные проблемы снабжения товарами жителей сельской местности потребительской кооперацией. Увеличился объем реализованных товаров, реконструировано 17 магазинов, дополнительно создано 82 рабочих места.

Значительное снижение объемов производства в рыбной отрасли связано с уменьшением на 46,6 % объема водных биоресурсов, выделенных Карелии на 2003 год.

Для улучшения ситуации Правительством проведена работа с федеральным центром по увеличению выделяемых республике водных биоресурсов, На 2004 год квоты по треске и пикше увеличены на 16 тыс. тонн. Планируется на 20% увеличить производство товарной форели. Возрастет вылов рыбы на внутренних водоемах.

Важное место в работе Правительства РК занимают вопросы организации бесперебойного транспортного обслуживания.

В 2003 году открыты новые автобусные маршруты: Петрозаводск - Костомукша, Петрозаводск- Калевала и Петрозаводск-Вологда, а всего в республике действует 85 междугородных маршрутов.

Несмотря на то, что организация перевозки населения в пригородном и внутригородском сообщении находится в ведении органов местного самоуправления, Правительство РК участвовало в решении данных вопросов. За счет средств республиканского бюджета были увеличены объемы финансовой помощи местным бюджетам на возмещение расходов, связанных с транспортным обслуживанием льготных категорий граждан. Это позволило избежать серьезных сбоев в работе пригородного и городского пассажирского транспорта.

В 2003 году практически выполнены все обязательства сторон в соответствии с Соглашением о взаимодействии между Правительством Республики Карелия, Министерством путей сообщения России и Октябрьской железной дорогой. В экономику республики привлечено более 2 млрд. рублей инвестиций, сохранены пригородные пассажирские перевозки.

В 2004-2005 годах в рамках Соглашения с ОАО "Российские железные дороги" предусматривается дальнейшая электрификация и ввод в эксплуатацию участка Идель-Свирь, приобретение электропоездов для перевозки пассажиров.

Стабильно работали в 2003 году предприятия водного транспорта РК. Для строительства новых и ремонта существующих судов создана новая компания - Онежский судостроительный завод. Начато строительство 2-х новых судов. В 2004 году предполагается ввести в эксплуатацию 2 шлюзовых теплохода, организовать сообщение на линии Беломорск - Соловки.

В 2003 году Правительство республики принимало меры по сохранению за аэропортом "Бесовец" статуса международного аэропорта, продлению срок действия свидетельства о его государственной регистрации. На строительство аэровокзального комплекса в аэропорту "Бесовец" на 2004 год предусмотрено направить 10 млн. рублей из республиканского бюджета.

С учетом экспортной направленности экономики, Правительство республики уделяет большое внимание вопросам развития внешнеэкономической деятельности, ведет диалог с федеральным центром по проблемам обустройства российско-финляндской границы.

В 2003 году достигнуты самые высокие за последние 10 лет показатели объемов товарных экспортно-импортных операций.

Вопросы снижения экспортных пошлин на лесопродукцию углубленной переработки неоднократно поднимались перед федеральным центром.

В 2003 году снижены ставки вывозных таможенных пошлин на газетную бумагу и пиломатериалы, отменены экспортные пошлины на крафт-бумагу, фанеру, бумажные мешки. Это позволило снизить затраты карельских предприятий при экспорте лесопродукции в 2003 г. на 4,2 млн. дол. (130 млн. руб.).

В прошедшем году Правительство Карелии добилось ускорения подписания Меморандума о строительстве МАПП "Суоперя" между Правительством РФ и Европейской комиссией; увеличения действующих пунктов пропуска через границу.

Многое удалось сделать в области развития межрегионального сотрудничества с регионами Российской Федерации и странами СНГ. Наиболее тесные связи установлены с правительствами г. Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской области в сфере добычи и переработки минерального сырья, поставок рыбопродукции, развития транспортных коридоров. В 2003 году в результате реализации межрегиональных соглашений в экономику Карелии привлечено более 100 млн. рублей инвестиций.

Особое внимание Правительство уделяло положению в жилищно-коммунальном хозяйстве. В настоящее время происходит структурная перестройка и изменение экономических основ функционирования отрасли. В 2003 году создан Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В его составе образована Государственная жилищная инспекция Республики Карелия, призванная обеспечить защиту законных прав граждан при получении жилищно-коммунальных услуг.

Разработан проект республиканской целевой Программы реформирования и модернизации ЖКХ РК на 2004 - 2010 годы, направленной на повышение эффективности функционирования ЖКХ, обеспечение самоокупаемости его предприятий.

За прошлый год удалось достичь определенных результатов в вопросе экономической стабилизации отрасли.

Разработаны и приняты республиканские стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год. С 1 января 2004 года во всех муниципальных образованиях уровень оплаты населением жилья и коммунальных услуг приведен в соответствие с федеральным и республиканским стандартами. Проведена инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ, проводится работа по ее реструктуризации.

Оказывается постоянная помощь органам местного самоуправления по вопросу определения экономически обоснованной величины тарифов на услуги ЖКХ. Условная экономия средств за 2003 год составила 120 млн. руб.

Значительно возросла собираемость платежей с населения: если на 1 января 2002 года в среднем по республике она составляла 50 % от суммы фактически выставленных счетов, то по итогам 2003г. достигла 94%. Для перехода к безубыточной работе отрасли необходимо решить вопрос полной оплаты жилищно-коммунальных услуг бюджетами всех уровней, а также прочими потребителями и населением.

С учетом анализа причин аварий в системах теплоснабжения были разработаны мероприятия по подготовке к зиме 2003/04 г. На их реализацию выделены средства республиканского бюджета в объеме 36 млн. руб., привлечена ссуда из федерального бюджета в объеме 100 млн. руб. Намеченные мероприятия выполнены в полном объеме. Для завершения подготовительных работ ряду районов из республиканского бюджета были предоставлены ссуды на сумму 26 млн. руб. На строительство и реконструкцию коммунальных объектов в 2003 году было выделено и освоено 95 млн. руб. в рамках республиканской адресной инвестиционной программы.

Постоянно осуществлялся контроль за ходом подготовки к зиме объектов жизнеобеспечения. После аварий восстановлены объекты ЖКХ в Медвежьегорске, поселках Новая Вилга, Мелиоративный, Шуя, Кварцитный, других населенных пунктах. Хочется поблагодарить всех, кто участвовал в ликвидации последствий аварий.

За счет всех источников на подготовку к зиме 2003/04 г. и централизованный завоз топлива направлено свыше 860 млн. руб., в том числе 430 млн. руб. - из республиканского бюджета. Подготовлены к работе все 480 котельных, заменены десятки километров ветхих сетей тепло- и водоснабжения. Жилищный фонд подготовлен на 97%. Следует отметить хорошую работу по подготовке к зиме местных администраций г. Кеми и района, г. Костомукши, Лоухского и Калевальского районов.

Продолжалась работа по развитию местной топливной базы, по переводу котельных республики на местные виды топлива. В 2003 году переведены на природный газ первые 7 жилых домов микрорайона Ключевая в г. Петрозаводске. Эта работа будет продолжена и в 2004 году.

Разработан проект Республиканской целевой программы "Энергосбережение Республики Карелия до 2006 года".

Начатая работа по улучшению ситуации в ЖКХ будет продолжена в 2004 году. В республиканском бюджете на 2004 год на эти цели предусмотрены средства в объеме 420 млн. руб. Будут решаться вопросы с федеральным центром по включению строительства объектов ЖКХ в федеральные целевые программы.

Приоритетным направлением в деятельности Правительства в 2003 году оставалось обеспечение устойчивого функционирования социальной сферы. Из республиканского бюджета на финансирование ее отраслей и социальную политику направлено около 1,4 млрд. руб., что на 12 % выше уровня 2002 года. Проводилась работа по решению проблем образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, сохранению культурного потенциала, социальной защите отдельных категорий населения.

К 300-летию г. Петрозаводска на реставрацию памятников истории и культуры было направлено 244 млн. руб. за счет бюджетных и привлеченных средств.

В республике сохраняется благоприятный климат межнациональных отношений, укрепляется имидж Карелии, как спокойного и стабильного региона России. Расширяется число мероприятий, в которых участвуют представители всех проживающих в республике народов и диаспор.

Приоритетные направления развития здравоохранения - повышение доступности, улучшение условий и качества оказания медицинской помощи населению, укрепление материально-технической базы и оптимизация сети учреждений здравоохранения республики. Учреждения здравоохранения в 2003 году выполнили установленные объемы бесплатной медицинской помощи. Внедрены новые диагностические и лечебные технологии. Продолжена реализация республиканских целевых программ в здравоохранении. Достигнуто снижение заболеваемости социально значимыми заболеваниями.

Правительство Карелии продолжило поддержку позитивных изменений в региональном образовании. В 2003 году из консолидированного бюджета на финансирование 937 образовательных учреждений всех типов, видов и уровней по отрасли "Образования" направлено почти 2,5 млрд. рублей.

В 2003 году завершена реализация целевой программы "Информатизация образования Республики Карелия", на которую было направлено более 46 млн.рублей. При Карельском фонде развития образования создан республиканский информационный центр, все школы оснащены комплектами компьютерной техники, 49 % школ подключены к Интернету. На один школьный компьютер приходится 53 учащихся при федеральной норме 80.

Карелия заняла 1 место в номинации "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" Всероссийского конкурса "Лучший регион в сфере информационных и компьютерных технологий"

Республика продолжает занимать лидирующие позиции в России по развитию дополнительного образования. В 75 учреждениях дополнительного образования обучаются более 73 тыс. детей и подростков. Более десяти лет успешно работает Республиканская школьная академия дополнительного образования, в которой обучаются дети из всех районов Карелии.

Выпускница Университетского лицея 2003 года, ныне первокурсница математического факультета ПетрГУ Рогова Ксения стала призёром пятнадцатых соревнований молодых ученых Евросоюза. Команда юных программистов Республиканского центра технического творчества заняла призовое место на Всероссийском чемпионате по программированию среди школьников

Удалось значительно повысить роль детско-юношеских спортивных школ в воспитании здорового образа жизни в детской и подростковой среде: в 31 ДЮСШ занимается 27,1 тыс. детей - около четверти от общего количества школьников.

Государственная социальная политика была направлена на организацию социального обслуживания, обеспечение социальной защиты семьи, женщин, детей, ветеранов, инвалидов, других категорий граждан, нуждающихся в особой заботе государства.

За счет республиканского бюджета приобретено оборудование и автотранспорт для детских учреждений на общую сумму 479,0 тыс. рублей. Почти 58 тыс. человек своевременно получали ежемесячные пособия на детей. Санаторно-курортными путевками обеспечено 480 ветеранов. Бесплатно получили автомобили 174 инвалида Великой Отечественной войны. В новом Республиканском центре реабилитации поселка Марциальные воды обслужено 90 инвалидов. Помощь в социальных центрах получили 64 тысяч человек.

В 2004 году, учитывая напряженную ситуацию с бюджетом, необходимо усилить работу по привлечению дополнительных источников для финансирования отраслей социальной сферы.

Уважаемые участники актива! Итоги нашей совместной работы в прошедшем году показывают, что задачи, поставленные в резолюции на 2003 год, в основном, выполнены или выполняются. Вместе с тем, остаются проблемы, которые нам предстоит решать в 2004 и последующих годах.

Неплохие результаты работы экономики в первые два месяца 2004 года позволяют надеяться, что наши с Вами решения по приоритетным направлениям развития республики в текущем году будут реализованы.

2004 год - год выборов Президента Российской Федерации. Это значительное политическое событие, несомненно, окажет определяющее влияние на дальнейшее социально-экономическое развитие страны и республики.

В докладе я уже называл ряд задач, которые Правительство будет решать в 2004 году по конкретным отраслям экономики.

В целом по экономике предстоит работа по выполнению задач, поставленных Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в своем послании Федеральному Собранию, в том числе по увеличению темпов экономического роста для обеспечения удвоения валового регионального продукта к 2010 году.

В соответствии с "Основными направлениями деятельности Правительства РК по социально-экономическому развитию Республики Карелия" необходимо обеспечить 30-ти % рост объемов промышленного производства в 2006 году к уровню 2002 года. В республике разработаны мероприятия, направленные на обеспечение ежегодного прироста в экономике до 2010 года на уровне 8-9%. Эта задача сложная и требует напряженной работы и руководителей предприятий различных отраслей, и Правительства Карелии. Главным условием обеспечения заданной динамики роста является активная работа по привлечению инвестиций и направление их на улучшение структуры экономики, модернизацию производств.

Результатом этой работы должно стать повышение экономического потенциала и доходов республики, что необходимо для решения социальных проблем и роста благосостояния жителей Карелии.

Только объединив наши усилия и получив поддержку населения, мы сможем добиться выполнения поставленных задач.

Техническая поддержка портала
Создано 11 марта 2004. Отредактировано 11 марта 2004.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.