Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия   
Доклад Первого Заместителя Главы Администрации г.Петрозаводска Сафронова А.В.
"Инвестиционная политика города Петрозаводска, как составная часть стратегии развития города"
на Инвестиционном форуме
г.Петрозаводск 24 сентября 2004 г.
  • Презентация к докладу Первого Заместителя Главы Администрации г.Петрозаводска Сафронова А.В. в формате *.pps (PPoint2000) ( Zip 538Kb)

Уважаемые Любовь Павловна, Сергей Леонидович и участники Форума!

От имени жителей города Петрозаводска, хочу поприветствовать вас и надеюсь, что наравне с плодотворной работой в эти два дня, вы ещё сможете и отдохнуть в нашем гостеприимном и уютном городе.

Мы высоко оцениваем тот факт, что инвестиционный форум проходит на таком высоком уровне в нашем городе с участием представителей федеральных ведомств и аппарата полномочного представителя Президента РФ по Северо-западному федеральному округу.

В Петрозаводске есть определенные успехи и опыт в области создания благоприятного инвестиционного климата. Город Петрозаводск готов поделиться этим опытом, и одновременно с этим готов перенять опыт и знания по вопросам совершенствования инвестиционного климата в других городах и субъектах, рекомендации заинтересованных уровней власти.

Создание благоприятного инвестиционного климата, задача, на которую должны быть направлены совокупные усилия всех уровней власти, бизнеса и общества. Инструментом взаимовыгодного сотрудничества может быть система ценностей, разделяемая всеми участниками процесса жизнедеятельности. В настоящее время мы завершаем работу по созданию стратегический план развития города до 2010 г., который станет мощным толчком социально-экономического развития города.

Буквально несколько недель назад в этом зале мы представили Главе Республики, Правительству республики и общественности города документ, который определяет основные пути развития города, цели и показатели, которые необходимо достичь для того, чтобы наш город вошёл в следующее десятилетие ещё более цивилизованным и экономически развитым.

Не случайно своё выступление я начал со стратегического плана, сегодня основным фактором, влияющим на развитие города, его жизнеобеспечение, является фактор инвестиционных привлечений. Наша задача обеспечить ежегодный рост инвестиций в экономику города на 20 -25 процентов в год.

По итогам 2003 года в г. Петрозаводске удалось сохранить положительную динамику привлечения инвестиций, рост инвестиций в основной капитал составил 26 процентов по сравнению с 2002 годом, крупными и средними организациями города направлено инвестиций в основной капитал почти на 2 миллиарда рублей.

За 2003 г. в г. Петрозаводск было привлечено 15 миллионов долларов иностранных инвестиций, что в 2 раза больше, чем за 2002 год. Доля города в общем объеме иностранных инвестиций по Республике Карелия за этот период составила более 40 процентов.

Среди крупных проектов, реализованных и реализуемых в этом году можно назвать:

  • проект ОАО "Беломорско-Онежское пароходство" по вводу новых мощностей. Со стапелей Онежского судостроительного завода спущен на воду сухогруз смешанного плавания "река-море" "Россиянин". В ближайшее время ожидается спуск на воду аналогичного судна "Украинец". Сухогрузы смогут перевозить грузы от 3 до 5 тыс. тонн;
  • строительство производственной базы по переработке дикорастущих ягод в городе Петрозаводске фирмой ООО "Фьеллфрюс-ист" (учредитель - АО "Фьеллфрюс", Швеция). Общая стоимость проекта 15 млн. руб. В 2003 году введены в эксплуатацию холодный склад (450 кв. м), офисное помещение и пункт приема-сортировки дикорастущих ягод, подготовлена площадка для строительства холодильника на 1000 т. Введение в эксплуатацию всего комплекса планируется в конце 2004 года;
  • строительство гипермаркета "Сигма", в одном из плотно заселённых микрорайонов города - Древлянка, общей площадью 7,1 тыс. кв. м.;
  • инвестиционное предложение ООО "ОСП-Бумэкс", направленное на организацию производства древесностружечных плит из ориентированной стружки OSB (Oriented Strand Board) производительностью 320 тыс.куб.м в год из низкосортной древесины. Общая стоимость проекта - более 90 млн. евро, аналогов данного производства в России нет.

Анализ показывает, что основным источником инвестиций в основной капитал по г. Петрозаводску являлись собственные средства предприятий и организаций - 608,6 млн. руб. и местные предприятия продолжают вкладывать львиную долю инвестиционных средств не в развитие производств, а в модернизацию уже имеющихся фондов.

По-прежнему основная доля вложений осуществляется в быстро оборачиваемые проекты - по городу в прошлом году 80 % вложений были сделаны в отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги, а доля производственных отраслей составила всего лишь 16,7 %. Необходимо отметить ещё один фактор, это то, что доля собственных инвестированных средств по сравнению с 2002 годом сократилась на 5,6 %, а доля бюджетных инвестиций увеличилась более чем на 7 %, всего бюджетных инвестиций - 576,8 млн. руб. Однако мы считаем, что в современных условиях бюджетные инвестиции должны направляться исключительно на финансирование социально значимых проектов, разработку обоснований муниципальных проектов.

Учитывая переход страны к рыночной модели экономики, власть должна создавать условия - стимулирующие инвестиционные привлечения. Не для кого не секрет, что из-за отсутствия объективной информации о региональной политике и пропаганды достигнутых успехов и мер, предпринимаемых местными администрациями для улучшения инвестиционного климата, происходит обобщение негативных тенденций и проблем на все регионы в целом, вне зависимости от реального состояния дел и успехов, достигнутых в некоторых из них. В результате, без учета территориальной специфики инвестиционный климат продолжает оцениваться как неблагоприятный. Именно поэтому, основной нашей задачей, ещё раз повторюсь, становится создание условий заинтересованности для инвестирования.

Одним из основных условий для инвесторов является понимание приоритетов, выделенных властью, в развитии города. На что и направлен стратегический план развития города, который определяет приоритетные направления развития города.

Первое- это развитие жилищного строительства, для каждого из нас город начинается с жилья - квартиры, это и перспективы работы, и вопрос создания семьи и продолжения рода. Но мы рассматриваем этот вопрос шире, это ещё и привлечение инвестиций в строительную отрасль, создание рабочих мест. Необходимо переходить на систему индивидуального строительства с использованием местного сырья, что, в свою очередь, подтолкнёт развитие деревообрабатывающей отрасли и производство нерудных строительных материалов.

Созвучно, по сути, второе направление - новая экономика города, одной из задач которого является создание производств по выпуску перспективных строительных материалов. Здесь же предполагается формирование условий для создания "сервисной экономики", в области туризма, информационных технологий, образования, инноваций.

Другим направлением является создание цивилизованных и комфортных условий проживания горожан, оно названо "город для горожан". Это направление определяет приоритеты в развитии городской инфраструктуры. В основном, за счёт модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Начала реализовываться программа транспортного обеспечения города. В июне открыт новый маршрут, соединивший два микрорайона города Куковку и Ключевую, ведутся работы по строительству маршрута в микрорайон Древлянка.

Одно из наших транспортных муниципальных предприятий начало осуществлять перевозки на новых 15 автобусах. Благодаря проведённой администрацией города работе, образовано коммерческое предприятие, осуществляющее пассажирские перевозки на городских маршрутах на автобусах большой вместимости, сейчас уже предприятием приобретено 14 автобусов, до конца года планируется приобрести ещё 15 единиц.

Важным направлением стратегического плана является умелое сочетание в использовании природного ландшафта окружающего наш город и облика самого города, в целях развития туристического бизнеса.

За год нас посещает около 900 тыс. человек, а это почти 60% от всех приезжающих в Республику, объём туристско-экскурсионных услуг составил всего около 70 млн. рублей. Но этого недостаточно, необходимо создавать инфраструктуру туризма в городе, нужны недорогие гостиницы, сегодня мы обладаем всего лишь 35% от всех мест в гостиницах республики, культурно-развлекательные центры.

Однако многие из этих задач можно будет решить только тогда, когда инвестору будет понятна логика действий местных администраций, прозрачность этих действий, причём начиная с момента принятия решения о реализации инвестиционного проекта. Инвестор должен придти и чётко понимать процедуру рассмотрения его предложения и критерии оценки его проекта. Вот почему администрацией города был разработан и с апреля этого года начал действовать единый порядок рассмотрения инвестиционных проектов.

Порядок чётко прописывает процедуру рассмотрения инвестиционного предложения всеми структурными подразделениями администрации города и критерии отбора проекта, исключающие субъективизм при принятии решений. Окончательное решение принимается коллегиальным органом - советом по экономическим вопросам, состоящим как из чиновников местной администрации, так и из депутатов Петрозаводского городского Совета.

Жители города должны знать, что даст городу, конкретному жителю реализация проекта - будут ли это дополнительные рабочие места, и какова будет бюджетная эффективность проекта.

После одобрения проекта, власть чётко контролирует действия и свои, и инвестора по реализации проекта, кстати, для того чтобы оперативно решать все возникающие при реализации проектов вопросы, глава местного самоуправления города проводит еженедельные планёрные совещания с приглашением, как инвесторов, так и чиновников разного уровня, где мы обсуждаем, как решать, возникшие проблемы.

Мы строим наши отношения с инвесторами на принципах партнёрства и взаимовыгодности.

Надеюсь, что обмен опытом и дискуссии по наболевшим вопросам в рамках этого Форума, позволят нам почерпнуть новые идеи и повысить привлекательность нашего города для инвесторов.

Спасибо за внимание.

Создано 7 декабря 2004. Отредактировано 7 декабря 2004.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.