Вы находитесь на неактуальной версии Официального интернет-портала Республики Карелия.
Переход на модернизированную версию Официального интернет-портала Республики Карелия: http://gov.karelia.ru/.
Обращаем внимание, что модернизированная версия Официального интернет-портала Республики Карелия находится в статусе бета-тестирования.

Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Доклад Заместителя Главы Администрации г.Петрозаводска Никишиной М.В.
"Механизмы содействия инвестиционных привлечений в экономику города"
на Инвестиционном форуме
г.Петрозаводск 24 сентября 2004 г.
  • Презентация к докладу Заместителя Главы Администрации г.Петрозаводска Никишиной М.В. в формате *.pps (PPoint2000) ( Zip 121Kb)

Уважаемые коллеги!

Одной из главных стратегических целей развития столицы Республики Карелия, определённых в проекте стратегического плана развития города до 2010 года, разработанного администрацией города в тесном сотрудничестве с общественностью города и вынесенного в настоящее время на обсуждение горожан, является - "Увеличение капитализации территории города, отраслей и отдельных структур". Основным условием достижения этой цели определяется привлечение в экономику города инвестиций.

На сегодняшний день администрацией местного самоуправления разработан и действует ряд механизмов, способствующих привлечению инвестиционных средств, определяемых следующими нормативными правовыми актами:

  • положением о порядке предоставления льгот инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории города Петрозаводска;
  • положением о формировании и расходовании средств бюджета развития города Петрозаводска;
  • порядком рассмотрения инвестиционных проектов администрацией города Петрозаводска;
  • положением о формировании и расходовании средств фонда ресурсосберегающих и природоохранных мероприятий города Петрозаводска;
  • порядком работы Совета по экономическим вопросам при главе самоуправления города Петрозаводска.

Применение этих механизмов позволило в 2003 году сохранить положительную динамику привлечения инвестиций, рост инвестиций в основной капитал составил 25,9 % по сравнению с 2002 годом.

Крупными и средними предприятиями и организациями города направлено инвестиций в основной капитал на сумму 1849 млн. руб. Доля города в общем объеме инвестиций в основной капитал по Республике Карелия составила 23,8 %.

Анализ показывает, что основным источником инвестиций в основной капитал по г. Петрозаводску за 2003 год являлись собственные средства собственников - 608,6 млн. руб. или 32,9 % от общего объема инвестиций. За счет бюджетных средств освоено инвестиций 576,8 млн. руб. Привлечено инвестиций за счёт заемных средств 57,2 млн.руб., средств внебюджетных фондов - 35,7 млн. руб. или 1,9 %, прочих источников - 571,6 млн. руб. или 30,9 %.

В отраслевой структуре более 80% инвестиций приходится на отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги, доля производственных отраслей составила 16,7 %.

Теперь более подробно о тех механизмах, которые действуют на территории города.

В апреле этого года Глава местного самоуправления города своим постановлением утвердил "Порядок рассмотрения инвестиционных проектов администрацией города Петрозаводска".

Необходимость принятия подобного документа была продиктована пониманием того, что инвестор, обращающийся в администрацию города должен чётко понимать процедуру рассмотрения его заявления, знать исчерпывающий перечень документов, требуемых при рассмотрении инвестиционного предложения, и главное, должен сработать принцип "единого окна".

Порядок определил одно структурное подразделение администрации города - комитет по вопросам экономике и финансов - которое осуществляет сопровождение проекта от момента подачи заявки до момента принятия решения о поддержке проекта либо отказе в таковой. Процедура прохождения заявки проста. Инвестор представляет главе местного самоуправления заявление и пакет документов, определяемый порядком. Глава местного самоуправления рассматривает документы и направляет в комитет по вопросам экономики и финансов. Комитет в течение одного месяца прорабатывает все необходимые вопросы со структурными подразделениями города и готовит обобщающее заключение по проекту. Затем вопрос выносится на рассмотрение коллегиального органа - совета по экономическим вопросам при главе местного самоуправления города, состоящего, как из представителей администрации, так из депутатов Петрозаводского городского Совета.

После рассмотрения проекта советом и принятия решения о поддержке в двухнедельный срок готовится проект постановления главы местного самоуправления, где чётко прописывается процедура дальнейшего сопровождения проекта.

Однако не все проекты могут получить одобрение и сопровождение, порядком определены критерии, при соответствии которым проект может быть поддержан администрацией местного самоуправления.

Например, среди критериев отбора проектов можно выделить:

  • создание новых производственных мощностей, причём с численностью занятых более 40 человек, стоимостью проекта более 0,1 процента доходной части бюджета города Петрозаводска;
  • осуществление проекта в топливно-энергетическом комплексе, химической и нефтехимической промышленности;
  • осуществление проекта с привлечением средств иностранных инвесторов.

В настоящее время мы сопровождаем два наиболее значимых для города проекта. Это проект ООО "НС - Инвест" - "Строительство завода по производству топливных гранул", сумма инвестиций около 60 млн.рублей и ООО "Бумэкс" - "Строительство завода по производству древесно-стружечных плит", сумма инвестиций около 90 млн. евро.

Понимая важность процесса сопровождения инвестиционных проектов, главой местного самоуправления города было принято решение о проведении еженедельных совещаний, на которых рассматриваются все вопросы, возникающие при реализации проектов.

Но на этих совещаниях рассматриваются не только проекты, реализуемые инвесторами, но и проекты, реализуемые администрацией города. Приводя анализ инвестиционных вложений, я уже говорила, что предприятия продолжают вкладывать львиную долю инвестиционных средств не в развитие производств, а в модернизацию уже имеющихся фондов, и в быстро оборачиваемые проекты, т.е. в торговлю и сферу потребительских услуг.

Инвесторы пока не заинтересованы вкладывать средства в развитие городской инфраструктуры и коммунальное хозяйство.

Поэтому и было принято решение об образовании бюджета развития города Петрозаводска, действующего в соответствии с частью 2 статьи 67 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В бюджете города ежегодно формируется лимит средств - капитальные затраты на возвратной основе, расходуемые на основании Положения о формировании и расходовании средств бюджета развития города Петрозаводска, утверждённого решением сессии Петрозаводского городского Совета от 20.04.2000 года № XXIV/II - 25.

Приоритетными направлениями расходования средств бюджета развития города Петрозаводска являются:

  • содержание, обслуживание и развитие городской инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства;
  • внедрение ресурсосберегающих технологий;
  • производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности её отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами;
  • производство экспортных товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов;
  • углубленная переработка местного сырья;
  • производство продовольственной продукции;
  • развитие инфраструктуры туризма;
  • улучшение экологической обстановки на территории города.

Средства бюджета развития, распределяемые на конкурсной основе, направляются на:

    а) кредитное финансирование инвестиционных проектов, путем непосредственного предоставления инвестору финансовых средств на условиях возвратности, платности, срочности и целевого использования.
    б) на предоставление муниципальных гарантий, в сумме не превышающий 50% от общей суммы затрат по инвестиционному проекту;
    Указанные средства предоставляются организациям при условии представления ликвидного залога или поручительства платежеспособного гаранта.
    в) финансирование мероприятий по созданию благоприятных условий по привлечению инвестиций в экономику города. Общий объем средств, направляемых на эти цели не должен превышать 1 процента от средств бюджета развития.

По проектам, представленным на конкурс вновь созданной организацией, не располагающей указанными источниками собственных средств, по решению учредителей для финансирования инвестиционного проекта могут быть использованы средства, внесенные учредителями в оплату уставного капитала.

Инвестиционные проекты, претендующие на предоставление муниципальных гарантий и кредитов за счет средств бюджета развития города Петрозаводска, предоставление льгот инвесторам, реализующим указанные инвестиционные проекты на территории города Петрозаводска, рассматриваются Советом по экономическим вопросам при главе местного самоуправления города Петрозаводска.

Слабым местом средних и малых инвесторов является подготовка обоснования проектов - разработка бизнес-планов, вот почему специалистами комитета по вопросам экономики и финансов был разработан программный продукт - "Макет бизнес-плана", в котором учтены требования "Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации". Макет доступен всем желающим и широко используется на практике не только муниципальными, но и прочими организациями, в том числе органами исполнительной власти Республики Карелия.

Динамика формирования и расходования средств бюджета развития, начиная с 2002 года, представлена на слайде.

Реализовано 11 проектов на сумму 59,3 млн. рублей, привлечение бюджетных средств составило 20,1 млн. рублей. На сегодняшний день уже возвращено из ранее выделенных бюджетных средств 4,7 млн. рублей, что соответствует плану возврата средств. Говоря об эффективности использования бюджетных средств, хочется отметить следующее.

Привлечение средств бюджета развития позволило создать не только 36 рабочих мест, но и, например:

  • Муниципальному предприятию "Троллейбусное управление", за год реализации проекта достичь экономический эффект:
    • за счёт экономии потребляемой электроэнергии - 55,2 тыс. руб.;
    • за счёт снижения эксплуатационных затрат на техническое обслуживание (ТО-2) и ремонт (ТР) - 161,4 тыс. руб.;
    • за счёт снижение расхода запчастей и материалов на эксплуатацию и техническое обслуживание - 52,2 тыс. руб.
  • Муниципальному предприятию "Водоканал", в результате реализации проекта по реконструкции канализационно - насосных станций, за счёт снижения затрат на электроэнергию сэкономить 1,5 млн. руб. в год.
  • Муниципальному предприятию "Автоспецтранс", за счёт ввода новой техники снизить затраты на горюче-смазочные и расходные материалы порядка 300 тыс. рублей.

Но у нас есть понимание того, что бюджетные средства должны использоваться на финансирование либо исключительно социальных проектов, либо на создание инфраструктуры, позволяющей в дальнейшем осуществить реализацию серьёзного инвестиционного проекта. Например, разработка проектно-сметной документации, подводка коммуникаций, финансирование инновационных проектов.

И говоря об инноватике, я хочу перейти к другому по своему уникальному бюджетному механизму, созданному и успешно работающему в администрации города.

Несколько лет назад началась работа с Северной экологической финансовой компанией (НЕФКО), осуществляющей проекты в области энергосбережений. Но одним из условий сотрудничества было создание финансового механизма, позволяющего аккумулировать средства, полученные в результате экономического эффекта от реализации проекта.

Трудность заключалась в том, что аккумулирование средств на отдельном счёте было не возможно, с учётом требований бюджетного законодательства.

Поэтому, в соответствии со статьями 67, 69, 72 и 87 Бюджетного Кодекса Российской Федерации Администрацией г.Петрозаводска было разработано положение о формировании и расходовании средств фонда ресурсосберегающих и природоохранных мероприятий города Петрозаводска.

Средства Фонда формируется за счёт:

  • целевых безвозмездных перечислений, предоставляемых городскому бюджету по межрегиональным и межгосударственным соглашениям и договорам с Администрацией г.Петрозаводска;
  • средств городского бюджета в размере расчетной экономии;
  • иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Средства городского бюджета в размере расчетной экономии бюджетных средств за счет реализации проектов по ресурсосберегающим и природоохранным мероприятиям на муниципальных предприятиях и учреждениях подлежат зачислению в Фонд, с последующим направлением на новые инвестиционные проекты.

Преимущественным правом получения средств Фонда пользуются только те муниципальные предприятия и учреждения, в которых реализация проектов по ресурсосберегающим и природоохранным мероприятиям с привлечением долевого финансирования по межрегиональным и межгосударственным соглашениям, обеспечивает наибольшую экономию бюджетных средств.

Первым проектом, реализуемым совместно с Северной экологической компанией НЕФКО, был проект "Установка тепловых счетчиков в образовательном секторе города Петрозаводска".

Проект предусматривал паритетное вложение средств по 2,6 млн. рублей (всего 5,2 млн. руб.) в установку приборов учёта тепла в 94 образовательных учреждениях города - 38 школах и 56 детских садах.

В счет полученной от реализации проекта только за один год номинальной экономии в сумме 3724,4 тыс. рублей, зачислено в фонд ресурсосберегающих и природоохранных мероприятий администрации города средства в сумме 1300,0 тыс. рублей.

Что позволило перейти к реализации следующего проекта "Энергосберегающий проект в школе № 3 г. Петрозаводска", который предусматривает проведение энергосберегающих мероприятий - утепление окон, дверных проёмов, крыш.

Стоимость проекта составила 36 тыс. долларов, финансирование велось на паритетных началах, доля города финансировалась за счёт средств фонда.

За счет установки теплосчетчиков в школе №3 в первом квартале 2003г. экономия бюджетных средств составила 118,4 тыс. руб., за аналогичный период этого года, после проведения энергосберегающих мероприятий экономия возросла более чем в два раза и составила 262,7 тыс. руб.

Весной этого года началась реализация ещё одного проекта "Энергосберегающий проект в Державинском лицее г.Петрозаводска". НЕФКО предоставляет средства в сумме 24 тыс. евро, администрация города Петрозаводска - 11 тыс. евро. К реализации этого проекта нам удалось привлечь ещё и Глобальный Экологический Фонд, который выделил на софинансирование проекта 20 тыс. евро.

В настоящее время нами ведётся работа по развёртыванию столь же масштабного энергосберегающего проекта в учреждениях здравоохранения города, других социальных объектах.

В плане реализации подобных проектов и работы фонда ресурсосберегающих технологий в администрации города накоплен большой опыт, которым мы делимся и с другими регионами и страны, и республики.

Мы готовы и надеемся на сотрудничество с вами, спасибо за внимание.

Техническая поддержка портала
Создано 7 декабря 2004. Отредактировано 7 декабря 2004.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.