Вы находитесь на неактуальной версии Официального интернет-портала Республики Карелия.
Переход на модернизированную версию Официального интернет-портала Республики Карелия: http://gov.karelia.ru/.
Обращаем внимание, что модернизированная версия Официального интернет-портала Республики Карелия находится в статусе бета-тестирования.

Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Доклад Начальника управления инвестиционной политики Минэкономразвития Республики Карелия Ю.В.Смирнова
"Основные проблемы и перспективы развития корпоративного управления в Республике Карелия"
на Инвестиционном форуме
г.Петрозаводск 24 сентября 2004 г.

Уважаемые коллеги!

Почти пять лет мы с Вами живем в условиях постепенно развивающейся экономики. Но если первые годы экономика росла главным образом за счет "дефолтных" факторов и загрузки имеющихся мощностей, то постепенно для поддержания устойчивых темпов роста потребовались инвестиции в обновление и расширение производства. Инвестиции в основной капитал вышли на первый план региональной экономической политики. Есть определенные результаты от реализации политики "открытых дверей" и об этом уже был разговор на пленарном заседании. Хотелось бы еще раз обратить внимание на тенденции в изменении соотношения собственных средств предприятий и привлеченных в структуре инвестиций. Данная тенденция (думаю все согласятся) отражает нормальную рыночную потребность предприятий в привлеченных ресурсах. Поэтому и самый злободневный вопрос для предприятий должен звучать так: "Где взять ресурсы, по какой цене и что для этого нужно сделать?"

При этом можно услышать и вполне закономерный кивок в сторону банковской системы. У них - слабая капитализация, их "короткие" и неустойчивые пассивы не позволяют кредитоваться на сроки окупаемости проектов, высокий уровень кредитного риска держит неподъемные для реального сектора ставки. Рынок корпоративных облигаций также имеет свои определенные ограничения. Он - для достаточно больших предприятий с годовым оборотом не менее 1- 2 млрд.рублей. Найдутся еще, наверное, десятки объективных причин, препятствующие привлечению сторонних инвестиций которые предприятия будут называть. Это так, но все-таки сегодня здесь мы собрались поговорить о внутренних проблемах предприятий в рамках темы о привлечении инвестиций. Может быть, мы мало задумываемся над тем, что такое инвестиции? Не с точки зрения определения, которые даются в законодательстве об инвестиционной деятельности, а с точки зрения субъективных человеческих отношений возникающих между инвестором, дающим деньги и тем, кто их принимает. Считаю не лишним обратить Ваше внимание на этот взгляд на инвестиции, поскольку он будет лежать в контексте нашего разговора о корпоративном управлении и о том, как надо привлекать инвестиции.

Вот этот взгляд гуру инвестиционного менеджмента г-на В.Коссова: "… формально мы даем инвестиции на реализацию проекта. На самом деле первое правило в инвестиционной работе следующее: инвестиции всегда доверяются человеку".

Представьте себя хоть на миг человеком, у которого просят большие деньги и надолго, почувствуйте неприятный холодок внутри себя от сомнений и ответственности и вы поймете, что в первую очередь заботит инвестора, когда он стоит перед выбором давать - не давать. И, скорее всего это будет то, о чем мы говорим: доверие, доверие и еще раз доверие.

Доверие в денежном вопросе не возникает на голом месте. Нужны серьезные основания, которые, извините за банальность, возникают на почве полной открытости, понимании всех процессов, происходящих у партнера, пусть даже и не очень приятных. А это связано с уровнем сложившейся корпоративной культуры у менеджмента кампании и затрагивает такие понятия, как честь, порядочность и т.д.

Если мне скажут, что в условиях нашей страны быть честным и открытым в бизнесе - себе дороже, то наверное отчасти можно согласится. И ментальность окружающих не та и законодательство еще слабо с т.зрения защиты прав собственности, да и суды - не совсем те. Это так. Но как быть с правом инвестора, который доверяя вам деньги хочет не только посмотреть бизнес- план (при желании и умении консалтинга его можно сделать правильным и красивым) но и в ваши глаза? Почувствовать в вас человека, который знает, зачем берет, и как будет отдавать. На чем основана ваша уверенность, как просчитаны риски, есть ли воля.

Возможно настала пора подкрепить сказанное теми примерами из нашей жизни, которые показывают наш уровень корпоративного мышления, а стало быть и соответствующее поведение. Говоря о примерах, я не склонен драматизировать ситуацию, показать, что все плохо в нашем менеджменте. Но тем не менее это есть и об этом надо говорить и показывать. Только тогда постепенно мы будем уходить от этого.

Первое. Речь пойдет о бизнес - планировании, т.е. о том, с чем мы сталкиваемся в конкурсной комиссии, когда идет рассмотрение бизнес-предложений на получение бюджетного кредита. Хотелось бы обратить внимание на три цифры:

  • 64 - всего подано проектов на конкурс;
  • 26 - проекты прошедшие предварительный отбор до конкурса;
  • 13 - проекты прошедшие конкурсный отбор.

В чем видятся нам основные причины такого соотношения 13-64? Их несколько.

Характерно, когда бизнес-проект представляет нанятая консалтинговая фирма, от начала и до конца разрабатывавшая проект. Типичная ошибка руководителя предприятия заключается в том, что он полностью самоустраняется от разработки бизнес- проекта, хотя по всей логике он должен быть его вдохновителем, его душой. Кто, как не самый опытный человек на предприятии должен выстроить технологию проекта? А технология ( здесь мы должны согласиться) - это основа любого проекта, его "изюминка" от которой выстраивается вся экономика: затраты, персонал, качество, будущие цены и т.п. Забывается, что консалтинг не призван заменять руководителя предприятия и его персонал в принятии технологических и других принципиальных решений по проекту. Он призван лишь профессионально оформить бизнес-план, что-то подсказать, подсчитать. Давайте ответим для себя, насколько родной будет проект для руководителя, если его разработал кто-то на стороне? Сможет ли сам руководитель защищать как собственное детище такой проект перед инвестором?

Будет - ли он чувствовать все болевые, слабые и сильные стороны проекта, чтобы вызвать доверие инвестора к проекту и к себе? Я говорю "к себе", потому что деньги доверяются (давайте вспомним) - человеку, руководителю.

Почти аналогичный случай, когда проект представляет экономист предприятия, который занимался разработкой бизнес-плана, а директор (если он вообще присутствует на рассмотрении проекта) находится в качестве молчаливого сопровождения проекта, который в лучшем случае пытается что-то кивнуть. Может ли такой директор вызвать доверие настолько, чтобы вы дали ему кредит?

Заповедь для руководителя здесь такая: стратегию бизнес-планирования не доверяйте никому, кроме себя. Проект и вы должны быть неразрывны, Знание, полная откровенность перед тем у кого хочешь занять, искренность и умение трезво оценивать риск - вот что нужно инвестору от вас. На этой почве и возникает доверие к вам и к проекту.

Другой важной особенностью соискателей, с которой мы сталкиваемся, является непонимание того, что инвестору важно видеть собственные риски соискателя в представленном проекте, что поднимает его уровень доверия к проекту. Иными словами, если вы хотите получить кредит, на 100% покрывающий потребность вашего проекта в средствах, то вы его никогда не получите. И заповедь здесь следующая: вы должны показать свои предпринимательские способность в накоплении собственных средств и вложить их в проект. Ничто так не убеждает инвестора в доверии к проекту, как опережающее вложение в него собственных средств. Это практика всех инвесторов в мире.

Для действующих предприятий - соискателей существует еще одна возможность вызвать косвенное доверие к проекту - через показ личных достижений менеджмента в практике развития предприятия. Не о чем и говорить, если у вас убыточное предприятие, неустойчивые финансовые показатели и нет никакой положительной тенденции, нет никаких удачно реализованных (пусть малых) проектов.

Но если вы удачно провели реструктуризацию, повысили рыночную стоимость активов, снизили затраты и тем самым улучшили финансовые показатели - значить есть повод в бизнес-плане данные успехи, свою бизнес-историю показать. Эта заповедь может звучать так: не стесняйтесь убедительно показать свои успехи, свою бизнес-историю, используя ее как фундамент для дальнейшего привлечения средств в свой бизнес.

Как вы должно быть понимаете, в этих примерах идет речь об умении нашего менеджмента быть убедительным в части привлечения средств инвестора. Для этого просто необходимо самим руководителям осваивать сложное дело стратегического бизнес-планирования, овладевать приемами и методами, вызывающими доверие к вам, к вашим предприятиям и проектам. Другого здесь просто не дано.

Второе. Очень модно сегодня стало среди предприятий и предпринимателей (безусловно в рамках законодательства) минимизировать налогообложение. Оффшорный бизнес, внутрифирменное (трансфертное) ценообразование, внесение любых затрат в собственность и т.п. Показывать прибыль у предприятия стало уделом как бы неудачников. Понятно, что такая ситуация выгодна прежде всего менеджменту предприятия. Есть возможность накапливать свои собственные средства. Но для самого предприятия - это экономический нонсенс. Во-первых, не может предприятие работать в постоянном убытке. Значить здесь что-то не так. И менеджменту нельзя доверять и у собственника с головой что-то не в порядке если он терпит такую ситуацию. Во-вторых, и это кажется главным, предприятие перекрывает самому себе все каналы для привлечения внешних инвестиций, из-за такой минимизации налогообложения. Такое положение с псевдоэкономией приводит к закрытости предприятий, их непрозрачности и не желании раскрываться, поскольку при умелом анализе все видно. В Карелии это, видно на таком очевидном примере как заключение инвестиционных соглашений на право получения инвестиционных налоговых льгот. Почти за 6 лет действия закона "Об инвестиционной деятельности в РК" было заключено до 1 десятка таких соглашений. Сразу оговорюсь: налоговые льготы наиболее выгодны для крупных фондоемких проектов, т.к. Карелия дает 100% освобождение от налога на имущество. Но даже это не действует. На заключение соглашений идут в первую очередь предприятия с иностранными инвестициями. Почему? Требуется открываться и предоставлять периодическую отчетность о себе. А открываться не хочется. И выбор пока в пользу минимизации налогообложения. Правда здесь наметился маленький сдвиг. Сегодня с десяток предприятий изъявили желание заключить соглашения, и мы над этим работаем. Но в основе своей наши предприятия еще остаются закрытыми и непрозрачными и вынуждены развиваться, как правило, за счет только собственных средств или средств собственников. А это - непродуктивно. Остальной мир привлекает средства. И один из способов - полная открытость. Любое солидное предприятие имеет публичные годовые отчеты с полными балансами и отчетами о прибылях и убытках. Видели ли мы такие годовые отчеты наших предприятий? Нет. А стало быть, и публичным доверием они не обладают.

Корпоративное управление и стратегическое планирование подразумевает выработку стратегии кампании с т.зрения ее будущей выживаемости в жесткой конкурентной борьбе на том или ином сегменте рынка. Это касается вопросов возможного укрупнения, поглощения, слияния, глубокой специализации или широкой диверсификации кампании, ее реструктуризации.

Зная, что на эти темы будут выступления, хотелось бы только привести пример, имеющий отношение к нашему разговору о кредитоспособности кампаний, их капиталоемкости, развитии и возможного будущего. Это тема всем нам близкая, поскольку касается жилищного строительства. Нам хорошо известны заоблачные цены на жилье. В республике главная финансовая схема при строительстве жилья - т.н. долевое участие, когда бремя расходов ляжет на дольщике (инвесторе). Строительные организации выступают не как инвесторы, а как подрядчики, которых затраты реальных инвесторов (дольщиков) не заботят. Дольщик - "на крючке" с которого невозможно сорваться, не потеряв большие деньги. Дольщик не управляет процессом ценообразования, за что ему приходится расплачиваться. Из него буквально вытягивают деньги. Никакая ипотека в этой схеме не поможет.

Ситуация кардинально меняется, если инвестором выступает сама строительная кампания. Она берет кредит в банке, строит дом и предлагает покупателю готовую квартиру. Ей надо обязательно продать построенное жилье и рассчитываться за кредит. Будет ли организация в этом случае заинтересована в завышении цены? Скорее всего нет. Казалось бы все просто - нужно строительным кампаниям брать кредит и строить. Но не берут. Даже при том, что кредит на строительство дома на такой уж и "длинный". Обычно - это год - полтора. Сегодня для банков это не проблема. Наш ответ - существующие строительные организации слабы как потенциальные кредиторы в силу их корпоративной раздробленности и низкой капитализации.

Сегодня наши карельские кампании живут нормально, но только до тех пор, пока на рынок не пришли крупные кампании, пока не создалась жесткая конкуренция. И очень хотелось бы, чтобы все-таки карельские строители всерьез задумались над повышением своей капитализации с целью выживания в предстоящей конкурентной борьбе.

Просил бы рассматривать мои примеры не как критику чьих-то действий, а как обозначение проблем, которые нам предстоит преодолеть, чтобы получить расположения инвесторов и массовые инвестиции.

Об одном очень хорошем примере показывающем один из возможных способов привлечения инвестиций. Это - производственная кооперация, на основе которой между партнерами возникают устойчивые связи и доверие, которое приводит к инвестициям и расширению производства. Предприятие "Кархакос" в г.Костомукше, о котором сегодня уже упоминалось несколько дней назад осуществило ввод 2-й очереди с объемом инвестиций 15 млн.долларов. Теперь там будут работать до 1 тыс.человек. А начиналось все с кооператива. Далее - кооперация с финской кампанией и постепенное завоевание доверия и как итог - крупные инвестиции.

Уважаемые коллеги.

Тема корпоративного управления очень интересная и о ней можно говорить бесконечно долго. Не есть регламент. Нельзя объять необъятное. Мне бы хотелось закончить словами все того же гуру инвестиционного менеджмента г-на В.Коссова: "Если мы составим сколько угодно длинный перечень проблем, подлежащих решению в России, то первые десять мест займет одна и та же - проблемы менеджмента и качества управления…". Над этим надо нашим руководителям предприятий крепко задуматься.

Благодарю за внимание.

Техническая поддержка портала
Создано 7 декабря 2004. Отредактировано 7 декабря 2004.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.