Вы находитесь на неактуальной версии Официального интернет-портала Республики Карелия.
Переход на модернизированную версию Официального интернет-портала Республики Карелия: http://gov.karelia.ru/.
Обращаем внимание, что модернизированная версия Официального интернет-портала Республики Карелия находится в статусе бета-тестирования.

Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Доклад О.Н.Хохлова, заместителя начальника департамента финансов Вологодской области
"Региональный опыт привлечения инвестиций субъектами Северо-Западного Федерального Округа.
На примере Вологодской области"
на Инвестиционном форуме
г.Петрозаводск 24 сентября 2004 г.
  • Презентация к докладу О.Н.Хохлова, заместителя начальника департамента финансов Вологодской области в формате *.pps (PPoint2000) ( Zip 646Kb)

Уважаемые участники форума!

Государственная инвестиционная политика в настоящее время исходит из того, что обеспечение роста объемов инвестиций является важнейшим условием успешных социально-экономических преобразований любого региона России.

Динамика инвестиций является наиболее чутким индикатором смены фаз развития национальных экономик. Рост инвестиций всегда знаменует собой предстоящий устойчивый рост экономики, и, наоборот, сокращение инвестиций через определенное время неизбежно ведет к экономическому спаду. Инвесторов интересует не только прибыль, а, прежде всего, перспектива её получения. Нужна стабильность: стабильность экономики, устойчивость законодательной базы, преемственность и предсказуемость власти. Формирование благоприятного инвестиционного климата в области, содействие предприятиям в привлечении инвесторов - одно из приоритетных направлений деятельности Правительства области.

С целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику области, уже в 1997 году, началось формирование законодательной базы области, регулирующей инвестиционную деятельность.

В настоящее время в области действует закон области "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Вологодской области", который определяет меры государственной поддержки инвесторов, вкладывающих средства в реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов, и стимулирует предприятия к осуществлению инвестиций как за счет собственных, так и за счет заемных средств.

Слайд 1. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в соответствии с законом области "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Вологодской области"

Поддержка предусматривается в двух направлениях:

  • первое направление - это поддержка быстроокупаемых и высокоэффективных инвестиционных проектов, которые включаются в областную инвестиционную программу.
  • второе направление - это поддержка предприятий, проекты которых не включены в областную инвестиционную программу, но которые вкладывают средства в обновление своих основных фондов.

В рамках реализации первого направления государственной поддержки приняты:

  • закон области "О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков", предусматривающий снижение ставки налога на прибыль на 4 процентных пункта (ставка - 24 %) для созданных после 1 января 2004 года субъектов инвестиционной деятельности;
  • закон области "О транспортном налоге", который предусматривает полное освобождение от уплаты налога для вновь созданных субъектов инвестиционной деятельности;
  • закон области "О налоге на имущество организаций", предусматривающий полное освобождение от уплаты налога в областной и местные бюджеты (ставка - 2,2 %) по объектам, предусмотренным инвестиционным проектом.

Данная законодательная база позволяет организациям получить налоговые льготы на срок до 5 лет, что позволяет уменьшить период окупаемости проектов на полгода. Так, организациями, инвестиционные проекты которых включены в Государственную областную инвестиционную программу, за последние 5 лет было получено налоговых льгот на сумму более 87,8 млн. рублей. При этом, необходимо рассматривать налоговые льготы не как выпадающие доходы из бюджета в текущем периоде, а как отсроченные поступления в будущем.

Кроме того, организации промышленности, осуществляющие инвестиции в форме капитальных вложений в собственные производственные фонды, имеют право на льготное налогообложение в отношении созданных и приобретенных производственных основных средств на срок до 2 лет.

Разработано новое Положение о порядке проведения отбора инвестиционных проектов для включения в областную инвестиционную программу, определяющее механизм отбора проектов для оказания им государственной поддержки.

Ежегодно, начиная с 2000 года, в первом полугодии каждого года экспертным советом по инвестиционной деятельности проводится отбор инвестиционных проектов для включения в государственную областную инвестиционную программу на предстоящий финансовый год.

Не вошедшие в государственную областную инвестиционную программу инвестиционные проекты объединяются в каталог и направляются в кредитные организации области, которые принимают решение о совместном финансировании инвестиционных проектов.

Особенно показательным в этом плане выглядит пример инвестирования средств в производство Чагодощенским стеклозаводом. После дефолта, в 1998 году, градообразующее предприятие "Белый бычок", специализирующееся тогда на производстве стеклополотна, обанкротилось, что значительно повлияло на уровень безработицы в районе. Ситуация достигла критического уровня, но при содействии Правительства области на предприятие пришел новый стратегический инвестор со своей программой развития предприятия и его перепрофилирования на производство стекольной тары. Предприятию на максимально возможный срок - 5 лет - были предоставлены налоговые льготы по налогам на имущество, прибыль и платежам в Территориальный дорожный фонд.

Это позволило не только нормально заработать предприятию, но и "встать на ноги" району. Заметно снизилась безработица, люди стали получать достойную заработную плату, и по итогам 2003 года Чагодощенский район занял первое место в области среди муниципальных образований по розничному товарообороту на 1 жителя.

А Чагодощенский стеклозавод, поверив в поддержку со стороны власти, с 2001 года начал расширять свои производственные мощности и реконструировать старые. Два новых проекта предприятия, объем инвестиций, по которым превысил 1 млрд. рублей, в марте этого года были включены в Государственную областную инвестиционную программу с формой государственной поддержки в виде налоговых льгот на 5 лет. При этом более 70% от общего объема инвестиций по проектам - заемные средства. Это - средства Сберегательного банка.

В условиях сложившегося областного инвестиционного и налогового законодательства, предприятие направляет высвободившиеся в результате льготного налогообложения средства не только на реинвестирование в основные фонды, но и на погашение привлеченных для реализации проектов кредитов и процентов по ним.

Слайд 2. Собственные средства предприятий в инвестициях

Характерной особенностью инвестиционных процессов на областном уровне является их финансирование в основном за счет собственных средств предприятий. Из этого источника направленно около 68 % всех областных инвестиций, за счет бюджетных ресурсов профинансировано 8 % выполненного объема.

В 2003 году полностью за счет собственных средств формировали инвестиционный портфель предприятия "Вологдаэнерго", "Вологодский подшипниковый завод", "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат", "Череповецкий фанерно-мебельный комбинат", Фанерный комбинат "Новатор", лесопромышленное предприятие "Белый ручей", "Шекснинский комбинат древесных плит" и другие.

На "Северстали" доля собственных средств составила 86 %, в "Белозерском леспромхозе" - 72,6 %, "Белозерсклес" - 57 %. Значительные объемы средств направляются на инвестиции предприятиями лесного комплекса. Так в 1 полугодии текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года вложения инвестиций (в действующих ценах) на "Сокольском деревообрабатывающем комбинате" увеличились в 12 раз, на "Онеголеспром" - в 12 раз, на "Премиум-Лес" - в 4,7 раза, на "Монзенском деревообрабатывающем комбинате" - в 2,2 раза, на фанерном комбинате "Новатор" - на 16 %.

Слайд 3. Динамика инвестиций в основной капитал в Вологодской области в 1998-2003 годах

За последние 4 года объем инвестиций в основной капитал вологодских предприятий увеличился более чем в 2,3 раза, включая российские и иностранные инвестиции.

Темпы роста инвестиций в 2003 году по сравнению с 1997 годом по области сложились выше, чем в регионах СЗФО и по России в целом (135,6 %) и составили 182 %.

Слайд 4. Факторы для обеспечения роста инвестиций в основной капитал за 2003 год

Рост инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах за 2003 год стал возможным благодаря влиянию таких факторов, как:

  • рост промышленного производства,
  • реализация инвестиционных программ,
  • улучшение финансового положения организаций,
  • рост инвестиционных возможностей юридических лиц,
  • расширение внутреннего спроса в отдельных отраслях экономики,
  • положительная динамика реальных денежных доходов населения,
  • стабилизация инфляции на достаточно низком уровне.

Следует отметить, что в течение последних лет активно ведется работа по привлечению средств международных финансовых организаций. Правительством области проводится политика "на разумные кредиты". Привлечению иностранных инвестиций способствует, на наш взгляд, достижение невысоких значений экономического, финансового, политического и законодательного рисков, а также взвешенная бюджетная политика, направленная на эффективное расходование государственных средств и управление государственным долгом, повышение прозрачности бюджетного процесса.

Кредиты международных финансовых организаций по сравнению с аналогичным периодом 2003 года возросли в 10 раз и составили 58,2 млн. долларов США. За I полугодие текущего года в экономику области поступило более 1 млрд. долларов иностранных инвестиций. По оценкам экспертов, в целом за 1998-2004 годы приток инвестиций составит более 3 млрд. долларов США.

Одним из видов государственной поддержки инвестиционной деятельности также является лизинг. За последние годы для поддержки сельскохозяйственных предприятий в область поставлено по областному лизингу 1787 единиц сельскохозяйственной техники и 1032 единицы по федеральному лизингу, в том числе в 2004 году получено по областному лизингу 10 зерновых комбайнов "Дон-1500", по федеральному лизингу - 8 комбайнов "Енисей". Всего за последние несколько лет с помощью лизинга приобретено техники более чем на 500 млн. рублей.

Слайд 5. Проекты Международного банка реконструкции и развития, реализуемые на территории Вологодской области

Важной формой государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории области, которой Правительство области уделяет серьезное внимание, является предоставление гарантий на реализацию 4-х проектов Международного банка реконструкции и развития, что позволило привлечь в экономику области более 57 млн. долларов США:

  • "Городской общественный транспорт" (г. Вологда и г. Череповец) - 23,1 млн. долларов США;
  • "Передача ведомственного жилищного фонда" (г. Череповец) - 32,2 млн. долларов США;
  • "Городское водоснабжение и канализация" (г. Вологда) - 2,0 млн. долларов США.

Слайд 6. Эффективность реализации проектов Международного банка реконструкции и развития

В результате реализации проектов

  • автобусные парки городов Вологда и Череповец укомплектованы новыми пассажирскими автобусами более чем на 60 %, что позволило решить проблему городских пассажирских перевозок;
  • ведомственный жилой фонд передан в муниципальную собственность,
  • проводится реконструкция внутридомовых сетей горячего и холодного водоснабжения,
  • сокращаются затраты на обслуживание жилого фонда и экономятся энергоресурсы в сумме 5-5,5 млн. рублей ежегодно,
  • происходит снижение затрат на обслуживание в пересчете на один объект на 40 %;
  • повышается качество предоставляемых услуг водоснабжения и водоотведения в г. Вологда.

Привлекательность предоставления гарантий для области заключается в долгосрочном привлечении инвестиций, срок погашения обязательств под предоставленные гарантии - 2010 и 2015 годы. Погашение осуществляется соответствующими муниципальными образованиями регулярно на протяжении всего срока действия соглашений. Валютные риски в настоящий момент и в ближайшей перспективе невелики ввиду прогнозируемости и стабильности курса рубля.

В рамках сотрудничества Правительства области с Международным банком Реконструкции и Развития на протяжении последних четырех лет Вологодская область участвует в реализации Проекта "Техническое содействие реформированию бюджетной системы на региональном уровне".

Слайд 7. Итоги реализации проекта "Техническое содействие реформированию бюджетной системы на региональном уровне"

Участие в данном проекте позволило привлечь в область в 2001 году денежные средства в размере 105,5 млн. руб., в 2002 году - 114,299 млн. руб.

Данные средства направлены прежде всего: на создание областного казначейства и модернизацию финансовых органов области, реализацию Концепции по управлению государственным имуществом области, повышение качества оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению, создание единой системы управления и оптимизации расходов на образование, осуществление мониторинга управления процессами жилищно-коммунального хозяйства области, развитие социальной инфраструктуры, реализацию социально-значимых мероприятий и проектов, а также муниципальным образованиям области.

Экономический эффект от реализации Программы реформирования системы управления региональными финансами области за 2001-2002 год составил 1186,8 млн. рублей.

В целом участие в Проекте позволило не только усовершенствовать нормативно-правовую базу организации бюджетного процесса, создать систему мониторинга региональных финансов, внедрить передовые методы управления государственными и муниципальными финансами и учета государственного долга, принять меры по реструктуризации кредиторской задолженности и оптимизации бюджетных расходов, сформировать объективный и прозрачного механизм распределения финансовой помощи муниципальным образованиям, но и максимально мобилизовать финансовые ресурсы для совершенствования социального развития области, создать благоприятные условия для привлечения инвестиций, повысить качество предоставляемых населению бюджетных услуг.

Правительство области продолжает переговоры с Европейским банком реконструкции и развития (представительство в Санкт-Петербурге) по изучению возможностей разработки и реализации проекта по строительству блока очистных сооружений "Водоканала" в г. Вологде (1-й этап проекта) и реконструкции системы водоснабжения г. Сокола (2-й этап).

Слайд 8. Сотрудничество Правительства Вологодской области с международными фондами и некоммерческими организациями

Одним из важных разделов деятельности Правительства области является работа с международными фондами и некоммерческими организациями (НКО) по привлечению грантов. Совместно с заинтересованными организациями области и при финансовой поддержке этих фондов-грантодателей реализовано несколько проектов, основное направление которых - развитие экономической и социальной сферы, туризма и образования, экологии и культуры.

Реальное участие в таких совместных проектах Американского совета АСПРЯЛ, Шведского агентства развития международного сотрудничества (SIDA), немецких фондов имени Конрада Аденауэра и Фридриха Эберта, посольства Нидерландов в Москве, Генерального Консульства США в Санкт-Петербурге, американской некоммерческой организации "Проджект Хармони" позволило целенаправленно и успешно решить вопросы по развитию экологического туризма в нашей области, оборудовать на базе областной библиотеки так называемый "американский уголок" - полностью компьютеризированный учебный класс со свободным доступом в Internet и комплектом справочной и научной литературы, подключить наши городские общеобразовательные школы к Internet.

В июне 2004 года при поддержке фонда Конрада Аденауэра (ФРГ) проведена конференция "Стратегический план развития г. Вологды".

Шведское агентство развития международного сотрудничества (SIDA) реализует в Вологодской области проекты в социальной сфере, по местному самоуправлению. Начиная с ноября 2003 года идет реализация Проекта реформирования государственной службы (бюджет проекта - 5,3 млн. шведских крон).

Ежегодное формирование в бюджете области Фонда развития позволяет оказывать поддержку малому предпринимательству области, приобретать в областную собственность акции (доли) хозяйственных обществ, стимулировать деятельность муниципальных образований с целью наращивания собственных доходов муниципального образования путем предоставления субсидий муниципальным образованиям, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов.

Начиная с 2004 года, средства Фонда развития области направляются на оказание государственной поддержки малому предпринимательству путем страхования кредитных рисков субъектов малого предпринимательства, на реализацию мероприятий по выставочно-ярмарочной деятельности, направленных на стимулирование межрегиональных связей, повышение инвестиционной привлекательности и эффективное представление экономического, научного и культурного потенциала области.

Благодаря грамотной и взвешенной политике Правительства области в части совершенствования законодательства и активной позиции по сотрудничеству с международными организациями в 2003 году рейтинговыми агентствами Standard & Poor's и Интерфакс Вологодской области присвоен краткосрочный и долгосрочный рейтинги по международной и российской шкалам. Прогноз изменения рейтинга - стабильный.

Основными факторами высокой кредитоспособности области являются:

  • высокий уровень развития промышленности;
  • безупречная кредитная история;
  • эффективное административное управление;
  • относительно низкий объем прямого долга.

По данным рейтингового агентства "Эксперт РА" в качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности регионов, в том числе и Вологодской области, приняты две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал.

Как показали результаты рейтингового исследования агентства "Эксперт - РА" в 2003 году произошло снижение инвестиционных рисков для инвестиций в Вологодскую область. "Рисковый" потенциал снизился с 11-ой позиции в 2002 году до 9-ой в 2003 году (1999 год - 35 ранг) из 89 экспертируемых регионов. Область вошла в число регионов с наименьшим интегральным инвестиционным риском и составляет "инвестиционное ядро" страны.

По результатам анализа финансово-экономических показателей за 2003 год рейтингового центра АК&М Вологодская область заняла 8 место среди 87 субъектов Российской Федерации и определена как надежный заемщик, который способен расплачиваться по своим обязательствам. Это результат финансовой устойчивости региона, основанной на динамичном развитии его экономического потенциала.

Кроме того, область вошла в число 20-ти (заняв 14 позицию) регионов с наиболее эффективно работающим аппаратом управления. Среди регионов СЗФО в это число попали Санкт - Петербург, Новгородская и Ленинградская области.

Слайд 9. Задачи Правительства Вологодской области по развитию инвестиционной деятельности в области

Достигнуты определенные результаты, но вместе с тем перед Правительством Вологодской области стоят серьезные задачи:

  • дальнейшего обеспечения роста валового регионального продукта,
  • привлечение инвестиций в реальный сектор экономики,
  • повышение благосостояния населения.

Достижение этих целей должно происходить:

  • путем модернизации финансовой и банковско-кредитной системы области,
  • через повышение доступности кредитных ресурсов и качества финансовых услуг,
  • развитие финансового рынка.

Банковский сектор области плотно интегрирован в экономику региона и является одним из ее мощных и надежно функционирующих механизмов. В настоящее время в области осуществляют деятельность 8 банковских и 1 небанковская кредитная организация, имеющие разветвленную филиальную сеть.

Слайд 10. Динамика привлеченных средств кредитными организациями за 2000 - I полугодие 2004 года

Общий объем инвестиций кредитных организаций, включая кредитные вложения, за первое полугодие 2004 года составил более 19 млрд. рублей. Усиление доверия к финансово-кредитному сектору экономики Вологодской области проявляется в динамично увеличивающихся объемах ресурсов, привлеченных кредитными организациями (филиалами) у населения. Прирост вкладов граждан за первое полугодие 2004 года составил более 17 % и по состоянию на 01.07.2004 сумма вкладов составила более 13 млрд. рублей. За аналогичный период 2003 года прирост вкладов также составил 17 %, общая сумма вкладов граждан составляла более 9 млрд. рублей.

Перспективным направлением развития банковской системы является реализация закона об обязательном страховании банковских вкладов физических лиц, что приведет к повышению стабильности банковской системы, восстановлению доверия вкладчиков, обеспечению притока вкладов в частные банки, увеличению масштаба финансового посредничества банковской системы и ускорению экономического роста региона.

Слайд 11. Основные показатели деятельности страховых организаций области за 2003 год

Другим мощным участником финансового рынка являются страховые организации. На территории области зарегистрировано 14 страховых организаций и 57 филиалов, которыми за 2003 год получено страховых взносов в сумме 2,4 млрд. рублей, в том числе по страхованию населения - 0,44 млрд. рублей; - осуществлены страховые выплаты в размере 1,7 млрд. рублей, в том числе по страхованию населения - 0,45 млрд. рублей.

Страховая сумма по договорам добровольного страхования составила 348,4 млрд. рублей.

Число заключенных договоров страхования - 725,5 тысяч, в том числе добровольного 715,1 тысяч договоров.

В качестве одного из основных направлений государственного стимулирования инвестиционных процессов в жилищном строительстве с 2000 года в Вологодской области реализуется Программа ипотечного жилищного кредитования.

Слайд 12. Задачи Программы ипотечного жилищного кредитования области

Основными задачами Программы является:

  • создание необходимых условий для обеспечения населения области доступным по стоимости жильем;
  • привлечение средств населения, предприятий и финансовых институтов;
  • активизация строительных и смежных с ней отраслей;
  • развитие рынка недвижимости;
  • создание новых рабочих мест.

За период реализации областной Программы в жилищное строительство и развитие рынка недвижимости направлено 572 млн. рублей, в том числе бюджетных средств - 75 млн. рублей, привлечено 497 млн. рублей средств граждан, финансово - кредитных институтов и Федерального Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, которые вложены в инвестирование строительства 36 жилых домов.

Таким образом, эффективность вложенных бюджетных средств на реализацию Программы составила 1/6, то есть на 1 вложенный бюджетный рубль привлечено 6 рублей граждан и финансовых институтов, за прошедший год этот показатель составлял 1/12.

Одним из инструментов привлечения инвестиций являются ипотечные ценные бумаги. В этом направлении нами уже предприняты определенные шаги. Правительством области уже второй год реализуется Соглашение о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования с Федеральным агентством ипотечного кредитования, которое позволит в текущем году путем рефинансирования ипотечных кредитов привлечь в область 250 млн. рублей.

Слайд 13. Итоги реализации соглашения о сотрудничестве с Федеральным Агентством по ипотечному жилищному кредитованию

С 2003 года банками выдано на территории области 610 ипотечных кредитов на сумму более 228 млн. рублей, средний размер кредита составляет 46% в стоимости приобретаемого жилья.

Слайд 14. Итоги реализации Программы ипотечного жилищного кредитования области

Всего за период реализации областной Программы с 2000 года улучшили жилищные условия 1340 семей вологжан, из них переехали в новое жилье - 596 семей, в квартиры вторичного рынка - 134 семьи. 610 семей улучшили жилищные условия, воспользовавшись ипотечным кредитом.

В целях повышения доступности приобретения жилья социально - незащищенной категории населения - молодым семьям в Вологодской области с 2004 года из средств областного бюджета выделяются субсидии 2-х видов для приобретения жилья:

  • на первоначальный взнос;
  • на компенсацию части затрат при рождении (усыновлении) ребенка.

Размер субсидий составляет 100 тыс. рублей.

В 2004 году предусмотрено направить на адресную государственную поддержку молодых семей средства областного бюджета в размере 7,0 млн. рублей.

Слайд 15. Объем привлеченных средств на реализацию Программы ипотечного жилищного кредитования в 2000-2003 годы

Более подробно об итогах Программы ипотечного жилищного кредитования области мы поговорим на круглом столе.

В завершение, хочу отметить, что только совокупность наработанного опыта и успешной реализации поставленных задач будет способствовать созданию полноценной системы государственного стимулирования инвестиционного процесса.

Благодарю за внимание!

Техническая поддержка портала
Создано 9 декабря 2004. Отредактировано 9 декабря 2004.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.