Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Информация о работе Министерства экономического развития Республики Карелия по подготовке к летнему туристскому сезону 2007 года

Подготовке к туристскому сезону 2007 года традиционно предшествовал проведённый Министерством экономического развития РК всесторонний анализ итогов работы туристской отрасли в 2006 году, ставшем завершающим в реализации республиканской целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на 2003-2006 годы".

Работа Министерства по развитию туризма как одной из приоритетных отраслей экономики республики получила положительную оценку на заседании Правительства Республики Карелия, рассмотревшего 25 декабря вопрос "Об итогах выполнения республиканской целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на 2003-2006 годы" и мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Карелия на 2007-2010 годы". Перспективы повышения эффективности государственного регулирования туристского рынка всесторонне рассмотрены на заседании Координационного Совета по вопросам развития туризма в Республике Карелия "О предварительных итогах туристского сезона 2006 года и задачах на 2007год" (22 декабря).

Реализация в течение четырёх лет действия Программы практически всех запланированных мероприятий позволила успешно решать поставленную перед отраслью главную задачу повышения вклада туризма в экономику республики - в том числе за счёт увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет Республики Карелия, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия Карелии.

В 2006 году удалось сохранить положительную динамику развития отрасли, о чём свидетельствуют значения основных количественных показателей, используемых Министерством для мониторинга развития туризма.

По экспертным оценкам доход от всех видов въездного туризма в Республику Карелия составил в 2006 году 3,22 млрд. руб (11,4% прироста к уровню 2005 года).

Количество посетителей РК увеличилось с 1,62 млн. чел. в 2005 году до 1,7 млн.чел. в 2006 году (4,9 % прироста). При этом число организованных туристов и экскурсантов достигло 440 тыс. человек (25,8% от общего числа посетителей республики против 25,3% в 2005 году).

Суммарный объём туристско-экскурсионных и гостиничных услуг возрос с 406 млн. руб. в 2005 году до 450 млн. руб. в 2006 году (10,8% прироста).

Объём внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма РК увеличился с 450 млн. руб. в 2005 году до 470 млн. руб. в 2006 году (4,4% прироста).

Значительно увеличился в 2006 году поток туристов и экскурсантов на основные туристские объекты Карелии.

Музей-заповедник "Кижи" посетило более 177 000 человек (абсолютно наивысший результат за все годы, на 10 000 больше, чем по итогам 2005 года), причём прирост достигнут в основном за счёт отечественных туристов.

Также на уровне, превышающем предельную рекреационную нагрузку, сохранилось число туристов и паломников на острова Валаамского архипелага - около 96 тысяч человек (2005 год - 95 000).

Заповедник "Кивач" принял 65 500 человек, что также является превышением позапрошлогоднего графика (53 000 посещений по итогам 2005 года).

При подготовке к летнему туристскому сезону 2007 года Минэкономразвития РК совместно с органами исполнительной власти Республики Карелия реализован комплекс мер государственной поддержки развития туристской отрасли по следующим основным направлениям, определенным по результатам очередного анкетирования руководителей туристских фирм:

  • привлечение инвестиций в инфраструктуру туризма и смежных отраслей;
  • информационно-рекламное продвижение карельских турпродуктов на российский и международный рынки туристских услуг;
  • научное и кадровое обеспечение отрасли;
  • развитие нормативно-законодательной базы в части регулирования туристской деятельности

Как и в предыдущие годы, первостепенное внимание было уделено решению ключевой для отрасли задачи - совершенствованию туристской инфраструктуры Республики Карелия, приближению её к уровню международных стандартов по качеству обслуживания и количественному отношению мест размещения к числу местных жителей, составляющему на данный момент 40-45% от норм, рекомендуемых Всемирной Туристской Организацией (ВТО).

Число койко-мест во вновь построенных и реконструированных средствах размещения составило чуть менее 600.

Среди охвативших практически все муниципальные образования республики проектов, завершённых реализацией в 2006 году:

  • открытие новых гостиниц "Уют" на 80 мест и "Акватика" на 26 мест в г. Петрозаводске;
  • ввод в эксплуатацию 4-ой очереди (до 80 мест) базы отдыха "Деревня Александровка" (Кондопожский муниципальный район), филиалов базы отдыха - кемпингов в Питкярантском, Беломорском и Медвежьегорском муниципальных районах;
  • завершение строительства отеля "Яккима" на 64 места и реконструкции гостиницы "Карлен" на 25 мест (Лахденпохский муниципальный район);
  • завершение строительства базы отдыха "Уя" на 60 мест (Прионежский муниципальный район);
  • ввод в эксплуатацию туристско-спортивного комплекса на 50 мест в м. Алекка (Пряжинский муниципальный район);
  • ввод в эксплуатацию базы отдыха "Лесное озеро" на 25 мест (Олонецкий муниципальный район);
  • завершение строительства 2 гостевых домов на 18 мест в п. Рабочеостровск и реконструкции гостиницы "Кузова" на 85 мест (Кемский муниципальный район);
  • ввод в эксплуатацию туристского приюта на 10 мест на территории НП "Паанаярви" (Лоухский муниципальный район);
  • ввод в эксплуатацию гостиницы квартирного типа на 12 мест (Беломорский муниципальный район);
  • увеличение на 10 мест вместимости гостиницы "Фрегат" (г. Костомукша);
  • завершение реконструкции гостиницы "Лесная" на 24 места (Муезерский муниципальный район).

Помимо этого, в течение 2007 года будут подготовлены к приёму посетителей следующие объекты:

  • туристско-спортивный комплекс в пос. Шальский на 100 мест (Пудожский муниципальный район);
  • туристские комплексы и коттеджи общей вместимостью 117 мест (Сегежский муниципальный район);
  • туристская база "Большая Медведица" на 68 мест (Медвежьегорский муниципальный район);
  • база отдыха на острове Лайдасалма на 20 мест (Лоухский муниципальный район);
  • реконструированные туристская база "Велт-Мааилма" на 20 мест и гостиница "Сампо" на 35 мест (Калевальский муниципальный район);
  • реконструированная гостиница "Бирюза" на 109 мест (Медвежьегорский муниципальный район);
  • реконструированная гостиница "Беломорск" на 90 мест (Беломорский муниципальный район).

Кроме того, в течение года продолжатся либо стартуют реализацией следующие значимые инвестиционные проекты в сфере туризма:

  • строительство гостиничных комплексов "Онего-Палас" на 130 номеров (планируемый срок ввода в эксплуатацию - весна 2008 года), "Петровский" на 145 мест (г. Петрозаводск);
  • расширение гостиницы "Фрегат" за счет строительства нового гостиничного комплекса на 100-120 мест, реконструкция здания речного вокзала и размещение на его площадях конференц-зала на 150-180 мест, офисных помещений, приобретение новых пассажирских судов, благоустройство прилегающей территории, строительство гостевого причала для приема до 300 яхт в акватории, примыкающей к набережной в районе гостиницы "Фрегат" (г. Петрозаводск);
  • строительство выставочно-культурного центра с гостиницей на 28 мест (г. Петрозаводск);
  • расширение дайвинг-центра в д. Нильмогуба на берегу Белого моря (строительство гостиницы, приобретение автомобильных и снегоходных транспортных средств) (Лоухский муниципальный район);
  • строительство нового корпуса на 50 мест туркомплекса "Причал" (Кемский муниципальный район);
  • строительство туристско-гостиничного комплекса "Сорока" (Беломорский муниципальный район);
  • строительство гостиницы на 240 мест в г. Сортавала.

Прогнозируемый объём внебюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры туризма Республики Карелия в 2007 году - более 500 млн.руб.

Интенсивное развитие материальной базы туризма способствует решению важнейшей социальной задачи - обеспечению занятости населения. Количество рабочих мест в турфирмах, средствах коллективного размещения и учреждениях отдыха достигло 2150, увеличившись в 2006 году на 7,5%.

Совместная деятельность Минэкономразвития РК, ИТЦ РК и туристских фирм республики по участию в международных и межрегиональных туристских выставках явилась одним из важнейших элементов подготовки к туристскому сезону 2007 года. В течение завершающегося выставочного сезона (конец 2006 - первая половина 2007 гг.) Карелия была представлена единым стендом либо использовала предоставленные на бесплатной основе рабочие места на выставках INWETEX (октябрь, Санкт-Петербург), WTM (ноябрь, Лондон), МАТКА (январь, Хельсинки), ITB (март, Берлин), MITT (март, Москва), "Интурмаркет" (март, Москва), "Ворота Севера" (апрель, Вологда).

На выставках распространялись информационно-рекламные материалы (путеводители, карты Карелии, каталоги, брошюры, буклеты, листовки) Минэкономразвития РК, туристских организаций, проводились консультации посетителей стенда, демонстрировались мультимедийные презентации о туристских возможностях республики, обсуждались перспективы развития новых туристских услуг и программ.

Опрос мнения карельских туроператоров об эффективности участия в выставках выявил, что практически все их ожидания оправдались. Количество заключенных договоров превысило запланированное.

Вместе с тем необходимо в течение нескольких предстоящих лет вывести рекламно-информационное продвижение республиканского турпродукта на новый уровень развития, перейдя от позиционирования Карелии как региона с высоким туристским потенциалом к агрессивной политике продвижения, направленной на успешное конкурентное противостояние лидерам на рынке российского въездного туризма.

Министерство экономического развития РК планирует расширять представительство Республики Карелия на крупнейших международных туристских форумах, в том числе путем приобретения собственных выставочных площадей, организации дополнительных мероприятий в рамках выставок (презентаций, пресс-конференций, круглых столов), что, несмотря на увеличение расходов, позволит повысить эффективность участия в них.

В частности, Федеральным агентством по туризму в настоящий момент поддержано предложение Минэкономразвития РК о приобретении и оформлении российского стенда площадью более 100 квадратных метров на выставке "MATKA-2008" (с частичным финансированием расходов на подготовку стенда и аренду выставочной площади за счет средств бюджетов Республики Карелия и Российской Федерации). Планируется предоставить рабочие места на стенде 20-25 карельским туристским компаниям.

2-3 марта 2007 года в Петрозаводске проведен туристский форум "Карелия, открытая миру!", в рамках которого прошли VII специализированная выставка "Карелия туристская - 2007" и международная научно-практическая конференция "Развитие туризма на Северо-Западе России: практика, проблемы, перспективы". 26-28 апреля в столице республики состоится V специализированная выставка "Охота и рыбалка - 2007".

Выставки, проводимые в Петрозаводске, направлены на привлечение в республику крупных столичных и зарубежных туроператоров, расширение географии и объёма реализации республиканского турпродукта.

Информация о развитии туризма в Республике Карелия постоянно размещается в крупнейших отраслевых СМИ. С 2007 года выпускается периодическое издание "Карелия туристская", распространяемое, в частности, в поездах Октябрьской железной дороги. В ближайшее время выйдет в свет англоязычное издание туристского путеводителя по Республике Карелия, наличие которого необходимо при представлении туристского потенциала РК на зарубежных выставках.

Важным механизмом государственной поддержки отрасли является её научное обеспечение. В 2006-2007 годах основными темами базовых научных исследований стали разработка стратегии развития туристской деятельности в Республике Карелия, пространственное планирование развития туризма на территории республики, формирование туристского кластера в Республике Карелия.

По результатам прошедшего в августе-декабре 2006 года федерального конкурса на право создания на территории регионов России туристско-рекреационных особых экономических зон конкурсная заявка Республики Карелия, предусматривающая создание ОЭЗ на территории шести муниципальных районов РК, получила одну из самых высоких экспертных оценок.

В апреле 2007 года на конкурсной основе размещён государственный заказ РК на разработку генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия. В работе над Схемой предполагается реализация пространственного аспекта инвестиционной политики в туризме (с учётом мультипликативного эффекта), определение принципов и условий территориального размещения объектов туристской, производственной и транспортной инфраструктуры.

Генеральная схема размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия, нацеленная на выявление конкретных объектов инфраструктуры туризма в отобранных зонах для поэтапного инвестирования, станет основой для выполнения проектно-изыскательских, архитектурно-планировочных и строительных работ в границах действующих и перспективных для развития туризма территорий Республики Карелия.

Учитывая складывающуюся тенденцию сравнительно равномерного распределения активности турбизнеса по территории Республики Карелия, ключевым направлением государственной, совместно с администрациями муниципальных образований республики, поддержки системы непрерывного туристского образования становится повышение доступности туристского образования для жителей муниципальных районов Карелии. Будет продолжена практика повышения квалификации кадров для туристско-гостиничной сферы путём организации образовательными учреждениями республики специализированных мероприятий (семинаров, конференций), в том числе выездных. В перспективе - создание центров подготовки специалистов для сферы туризма в отдалённых районах республики.

Аналогичным образом приоритеты в информационном сопровождении развития туризма в республике будут отдаваться созданию и поддержке деятельности информационных туристских центров в городских округах и муниципальных районах республики (в т.ч. - филиалов ГУ "Информационный туристский центр Республики Карелия") с целью создания единой системы информационного обеспечения в сфере туризма на территории Республики Карелия.

Международное и межрегиональное сотрудничество, межведомственное взаимодействие в вопросах развития туризма остаются одними из важнейших механизмов ресурсного и организационно-технического обеспечения отрасли.

Республика Карелия продолжит активно участвовать в работе межрегионального Координационного совета по развитию индустрии туризма "Регионы России - Московское Соглашение", объединяющего на данный момент ответственные за развитие туризма органы исполнительной власти 60 российских регионов. Соглашение, предусматривающее взаимодействие регионов в развитии туризма и туристской индустрии, существенно расширяет возможности республики в рекламно-издательском и выставочном продвижении своего туристского потенциала, а главное - в поиске новых источников инвестирования туристской отрасли РК. Так, в настоящий момент в Департаменте градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы прорабатывается вопрос участия московской стороны в реализации проекта строительства в Республике Карелия сети гостиниц малой вместимости (класса "три звезды"). Предложения по перечню участков под возможное размещение гостиниц, сформированные с участием Минстроя РК и администраций муниципальных образований республики, а также технико-экономические показатели будущего строительства направлены в строительный комплекс Москвы в феврале с.г.

Продолжатся разработка и реализация направленных на создание условий для развития туристской отрасли в муниципальных образованиях Республики Карелия международных туристских проектов. Всего с 2003 по 2006 годы реализовано 15 совместных проектов, так или иначе связанных с развитием туризма в Карелии. В 2006 году завершилась реализация Большого СВС-проекта ТАСИС "Развитие туризма на Северо-западе России". В рамках проекта была разработана и апробирована на крупнейших европейских туристских выставках единая маркетинговая стратегия продвижения туристского потенциала Северо-западного федерального округа на российский и международный рынки туристских услуг "Новые окна в Россию".

В результате перечисленных мер в 2007 году планируются увеличение въездных туристских потоков в Республику Карелия (на 12% в разрезе организованных туристов и экскурсантов), рост объёма внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма (на 6,4%), совокупного валового дохода от всех видов въездного туризма (на 11,8%).

На уровне как минимум не ниже прошлогоднего прогнозируется поток туристов и экскурсантов к основным туристским достопримечательностям Карелии, достигший уже по ряду объектов значений предельных рекреационных нагрузок.

Вместе с тем в своей работе по регулированию подготовки к очередному туристскому сезону Минэкономразвития РК столкнулось с рядом проблем, большинство из которых носят комплексный характер, что предполагает координацию усилий по их решению с субъектами хозяйственной деятельности в сфере туризма и гостеприимства, тесное межведомственное, а зачастую межрегиональное и международное взаимодействие.

Среди них:

1) Возможные последствия вступления в силу с 2007 года Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Согласно внесённым в базовый закон изменениям, на смену лицензированию туроператорской деятельности пришёл механизм финансовых гарантий ответственности туроператора, составляющих 500 тыс.руб. в год для организаций, развивающих внутренний туризм, и 10 млн. руб. в год (5 млн. руб. на первый год действия новой редакции Закона) для туристских фирм, обслуживающих как выезжающих за рубеж граждан РФ, так и прибывающих в Россию иностранных туристов.

Предложения Республики Карелия, совместно разработанные Министерством и Советом руководителей туристских организаций РК, получили поддержку большинства депутатов Госдумы РФ при рассмотрении законопроекта. В 2 раза снижен размер финансовых гарантий для туроператоров, развивающих внутренний туризм.

В то же время, объединение под единым понятием "международного" имеющих принципиально различное значение для экономики субъектов РФ въездного и выездного направлений туристской деятельности, а также отсутствие каких-либо различий в размерах гарантий для крупных столичных операторов и организаций из регионов, имеющих несопоставимые обороты финансово-хозяйственной деятельности, способно (как один из вариантов развития событий) привести к резкому сокращению количества турфирм, объёма, разнообразия и конкурентоспособности предлагаемого ими турпродукта, а также потока принимаемых иностранных туристов, что особенно неблагоприятно для развития туризма в приграничных регионах.

В качестве одной из мер по недопущению необратимых негативных последствий Министерством экономического развития Республики Карелия, республиканским туристским сообществом в тесной координации с другими регионами РФ и межрегиональными туристскими структурами будут предприниматься попытки инициировать внесение поправок в принятую редакцию федерального закона.

2)По-прежнему невысокий уровень показателя среднегодовой загрузки коллективных средств размещения РК.

В течение пяти последних лет значение этого показателя, характеризующего эффективность использования регионального туристского потенциала, колеблется (по кругу гостиничных предприятий, представляющих статистическую отчётность) в пределах от 0,34 до 0,38. Несмотря на то, что наметившееся в 2004-2006 гг. снижение обусловлено нахождением значительной части номерного фонда на реконструкции, среднегодовую загрузку, находящуюся на уровне существенно ниже 50%, нельзя считать удовлетворительной для региона, претендующего на лидерство в развитии туристской отрасли и обладающего хорошими возможностями для организации на своей территории практически круглогодичного отдыха.

Учитывая наметившийся прогресс в транспортном обеспечении туристских потоков в круглогодичном режиме (в том числе - появление судов на воздушной подушке), укрепление материально-технической базы ведущих турфирм республики оборудованием для обслуживания активного отдыха в зимнее время, происходящий и планируемый в ближайшее время ввод в эксплуатацию вновь построенных и реконструированных средств размещения, предоставляющих широкие возможности для развития конгрессного туризма, крайне необходимо сосредоточить усилия на преодолении эффекта туристского "межсезонья", являющемся одним из основных резервов существенного роста доли туризма в экономике РК.

В настоящий момент ОАО "Российские железные дороги" и компанией "РЖД Тур" рассматривается инициатива Минэкономразвития РК по включению в маршрут следования вновь вводимого в сообщение круглогодичного туристского поезда территории Республики Карелия.

3) Отсутствие в течение ряда лет значимого прогресса в результатах работы по формированию самостоятельной туристской привлекательности города Петрозаводска.

Незначительные колебания в количестве заходов в город круизных судов в течение 2004-2006 гг. не оказывают существенного влияния на общую динамику, согласно которой доля круизных туристов, принимаемых в Петрозаводске, в общем числе пассажиров судов, посетивших Кижи, снизилась с 42% в 2000 году до 15-17% в последние три года.

Традиционно к числу основных причин сложившейся ситуации принято относить неразвитость городской инфраструктуры, в частности - недостаток комфортабельных автобусов туристского класса. Однако в течение 2005-2006 гг. произошёл существенный сдвиг в транспортном обеспечении ведущих туристских компаний Петрозаводска. Кроме того, ни от одной из турфирм города не было представлено информации о потребности транспортного обслуживания туристских групп на запрос ГУП "Карелавтотранс", пополнившего за счёт средств бюджетного кредита свой парк пятью новыми автобусами туристского класса.

Стало очевидным, что основной проблемой, над решением которой необходимо совместно активизировать работу администрации г. Петрозаводска и ведущим туристским компаниям города, является отсутствие в столице РК самобытных и привлекательных туристских программ, конкурентоспособного турпродукта, способного вызвать экономическую заинтересованность круизных туроператоров.

Со своей стороны, Министерство экономического развития Республики Карелия готово предоставить имеющиеся ресурсы для оказания всемерной поддержки туристскому предложению г. Петрозаводска как на крупнейших международных и общероссийских туристских выставках, так и в ходе совещаний по согласованию расписаний движения пассажирских судов (включая возможную организацию такого совещания в декабре 2007 года в Петрозаводске).

4) Непринятие по настоящий момент бюджетной целевой программы развития туризма в Республике Карелия на текущий и последующие годы.

Достижение существенных успехов в развитии отрасли было бы невозможным без разработки и последовательной реализации комплексной системы государственной поддержки туризма, внедрения в сферу государственного регулирования отрасли программно-целевого подхода.

В его основу положена концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 г. - основной стратегический документ, определивший туризм в качестве одного из экономических приоритетов РК, точки её роста.

Среднесрочные республиканские целевые программы "Развитие туризма в Республике Карелия на 2000-2002 годы" и "Развитие туризма в Республике Карелия на 2003-2006 годы" позволили детализировать на соответствующий период задачи и мероприятия по развитию туризма, предусмотреть ресурсно-организационное обеспечение их реализации, организовать координацию кратко- и среднесрочных программ развития туризма в городах и районах республики.

Решение новых задач стратегического характера, поставленных перед туристской отраслью Республики Карелия, предполагает существенную интенсификацию усилий всех субъектов туристской деятельности в республике и, соответственно, выдвигает новые требования к государственному регулированию отрасли.

В настоящий момент проект Концепции бюджетной целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на 2007-2010 годы" проходит согласование в органах исполнительной власти республики. Скорейшее одобрение Концепции, разработка и принятие Программы являются важнейшими необходимыми условиями дальнейшего устойчивого развития приоритетной отрасли Республики Карелия на основе комплексной системы мер государственной поддержки.

Таким образом, к числу важнейших задач, требующих решения в 2007 году, а также мероприятий, направленных на оптимальное использование имеющихся ресурсов и, в конечном счете, призванных обеспечить достижение запланированных в кратко- и среднесрочной перспективе показателей развития отрасли "туризм", относятся:

  • разработка и принятие бюджетной целевой программы "Развитие туризма в Республике Карелия на 2007-2010 годы", муниципальных программ развития туризма;
  • разработка генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия, продолжение работы по формированию республиканского туристского кластера, подготовке инвестиционных площадок под строительство объектов туристской инфраструктуры;
  • совершенствование системы государственного регулирования развития туризма в Республике Карелия в условиях введения механизма финансовых гарантий для туроператоров, новых требований по миграционному учёту иностранных граждан в Российской Федерации, расширения пограничной зоны на территории Республики Карелия;
  • усиление работы по рекламно-информационному продвижению турпродукта с целью повышения конкурентоспособности туристской отрасли Республики Карелия на российском и международном рынках туруслуг;
  • вовлечение мощного потенциального ресурса туристского "межсезонья", на которое, по данным выборочного опроса руководителей турфирм, приходится не более 10% ежегодного оборота предприятий;
  • повышение самостоятельной туристской привлекательности столицы республики - г. Петрозаводска;
  • обеспечение безопасности туристов на территории Республики Карелия;
  • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.
Техническая поддержка портала
Создано 18 июня 2007. Отредактировано 18 июня 2007.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.