Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Страницы истории народного образования Карелии. XVII- XXI вв.

XIX век

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОМ ПРИЛАДОЖЬЕ

Законодательная база

До середины XIX века дело народного образования в Финляндии (а Северное Приладожье - Лахденпохья, Сортавала, Питкяранта, Суоярви - относились к Выборгской губернии Великого Княжества Финляндского) было в руках церкви. Однако Александром II было обращено внимание на необходимость организовать в Финляндии светскую начальную школу. В первый приезд в Гельсингфорс в 1856 году он поручил финляндскому сенату представить проект устройства школ в сельских общинах. В апреле 1858 года опубликовано Высочайшее объявление "Об основаниях устройства народного образования в Великом Княжестве Финляндском", установившее, что обучение чтению должно по-прежнему идти в семье или в устраиваемых общинами деревенских воскресных школах (грамоты). Для дальнейшего образования должны были быть учреждены постоянные школы на средства общин (коммун), с пособием из государственных средств. Для подготовки учителей должны были быть учреждены на казенный счет учебные заведения с отделениями для образования учительниц.

11 мая 1866 года обнародовано "Постановление об устройстве народного преподавания в Великом Княжестве Финляндском". Школа была отделена от церкви, но на духовенстве была оставлена "обязанность заботиться о первоначальном религиозном обучении".

По закону 1866 года в сельских приходах должны были быть учреждены "детские" школы или школы грамоты, постоянные или передвижные, под надзором приходского духовенства. В этих школах велось обучение только чтению, но курс их мог быть расширен введением обучения письму, счету и пению. В городах такие школы были приготовительными к начальной или высшей школе находящейся в ведении общины. Дальнейшими ступенями обучения были сельские и городские ремесленные школы, лицеи и гимназии, университеты, кадетский корпус.

В 1869 году было организовано школьное управление в Финляндии. Руководить образованием в губерниях должны были инспектора. В 1884 г. их было 8 (по числу губерний в Финляндии), затем их число увеличилось до 20. В 1901 г. была учреждена должность инспектора для сельских училищ, в которых большинство учащихся составляли православные. Проживал этот инспектор в городе Сердоболе (Сортавала).

В 1883 г. было издано особое Высочайшее постановление об открытии в православных сельских приходах постоянных и передвижных сельских школ с преподаванием на финском языке. Средства на содержание этих школ должны были выделяться Святейшим Синодом, сенатом, а также привлекаться местные приходские средства. Сенат Финляндии считал необходимым, чтобы в этих школах преподавали граждане Финляндии, окончившие лютеранскую финскую школу и Сердобольскую семинарию. Руководить школами должен был особый инспектор, назначаемый из финнов-лютеран.

Постановление о народной школе от 1898 г. обязывало сельское население разделить свою территорию на районы и открыть начальные школы в каждом районе, где было не менее 30 детей школьного возраста.

Уже постановление 1866 г. содержало требования к школьным зданиям, за исполнением которых следило школьное управление. Если коммуна получала государственную субсидию на создание школы, она была обязана построить школьное здание, которое включало бы в себя: классную комнату, квартиру для учителя и хозяйственные постройки. В 1867 г. была подготовлена первая серия образцовых чертежей для школ.

Учебные заведения

Первыми общеобразовательными карельскими школами в Выборгской губернии были русские школы, учрежденные в 1848 году лесопромышленниками Громовыми в Салминском уезде. В Сердоболе петербургскими купцами Елисеевыми было открыто русское училище с расширенной программой обучения. Оно должно было готовить учителей для карельских школ в Восточной Финляндии.

В начале 1860-х гг. и громовские и елисеевские училища были закрыты.

Первыми общеобразовательными финскими школами в Северном Приладожье стали школа на усадьбе Кюммеля (недалеко от Сортавалы), основанная в 1864г., школа Ваавая в Хийтола и школа в Импилахти, основанные в 1871 г.

Только в 1881-1887 гг. появилось пять новых финских школ - по одной на приход: Салминский, Шуезерский, Шуйстамский, Корписельский и Соанлахтинский.

Через 20 лет имелось уже 11 финских школ в Салминском приходе, 10 - в Импилахтинском, 7 - в Шуйстамском, 6 - в Шуезерском и по 4 - в Корписельском и Соанлахтинском - всего 41 школа. К 1913 г. здесь было 47 щкол и 2224 учащихся.

В 1910-1913 гг. открыты 42 русские школы, из них - 5 двухклассных, кроме того, 3 ремесленных отделения.

В Выборгской и Куопиской губерниях к началу ХХ века было 74 епархиальных детских школ (грамоты), из которых только в 5 велось преподавание на русском языке.

Из 30 тысяч человек православного карельского населения в начале ХХ века 28 тысяч жили в Салминском уезде Выборгской губернии, где они составляли 3/4 населения, а остальные в других уездах: Сердобольском, Кронеборгском и Кексгольмском. Для жителей этих уездов в 1912-13 учебном году в числе 77 православных начальных народных школ, подведомственных Финляндскому епархиальному начальству, работали 62 детские финские школы, которые возникли параллельно местным лютеранским школам и по их образцу (11 постоянных и 51 передвижная). 14 русских епархиальных братских школ губернии работали как одноклассные начальные, но не пользовались правами церковно-приходских школ.

Крупнейшим образовательным и культурным центром Северного Приладожья был город Сердоболь (Сортавала). Уже в 1857 г. здесь была открыта женская гимназия, в 1880 педагогическое училище (учительская семинария), в 1893 г. - лицей, в 1918г. - православная духовная семинария.

В Кронеборге (Куркиеки) в 1873 г. открыта средняя школа земледелия, преобразованная в 1897 г. в высшую, а в 1910 г. - в высшее сельскохозяйственное училище. С 1874 г. в Кронеборге действовала школа скотоводства, а с 1907 г. - школа коневодства.

К началу ХХ века народное образование на территории Северного Приладожья развивалось достаточно успешно.

ОБРАЗОВАНИЕ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ КАРЕЛИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Если на территории Олонецкой губернии и в Северном Приладожье дело народного образования на рубеже XIX-XX вв. было представлено относительно неплохо по российским меркам, то в Кемском уезде Архангельской губернии, в особенности в карельских деревнях, количество школ и учащихся в процентном отношении было несколько ниже.

В 1837г. открылось приходское училище в Сумском Посаде, в 1842г. открылось Юшкозерское общественное училище. В 1858г. открываются Ухтинское и Вокнаволоцкое училища, а в 1859 Панозерское (Погосской волости) училище. Эти учебные заведения находились в ведомстве палаты государственных имуществ. Ведомство открывало школы с целью подготовки волостных и сельских писарей. В 1863г. в Юшкозерском, Вокнаволоцком и Панозерском училищах обучалось 73 ученика (в том числе - 12 девочек) Вне этих заведений священники обучали грамоте еще 68 детей.

В 1876г. школьное дело в Беломорской Карелии было передано в ведение Дирекции народных училищ Министерства народного просвещения.

На 1 января 1894г. в Кемском уезде Архангельской губернии (включая г.Кемь) проживало 36 591 человек (из них мужчин 17 519, женщин 19 072), 12 695 жителей уезда были карелами.

Специальное образование было представлено шкиперскими курсами в Кеми и Сумском Посаде, на которых обучалось в общей сложности 65 учащихся. В уезде числилось 33 приходских и иных школ. в которых обучалось 696 мальчиков и 213 девочек.

Грамотность карельской части населения была на крайне низком уровне. Если среди русского населения число грамотных составляло 27,6% по данным переписи населения 1897 г.( в т.ч. мужчин 46,3%, женщин 15,7%), то грамотного карельского населения было 6,3% (соответственно 11% мужчин и 3% женщин).

К 1908 г. на территории Кемского уезда было 57 школ разных типов в 47 населенных пунктах. Земских школ не было. В ведении Дирекции народных училищ Министерства народного просвещения было 36 училищ: 1 городское по Положению 1872 г., 2 двухклассных приходских, 1 двухклассное министерское, 2 заводских училища (одноклассное и двухклассное), 13 сельских одноклассных министерских и 15 сельских общественных. Остальные школы принадлежали Ведомству Православного исповедания. Это были 21 церковно-приходская школа (из них одна школа грамотности)

К 1916г. в Беломорской Карелии насчитывалось 53 школы министерства народного просвещения и 15 церковно-приходских школ.

Грамотность и образование в Олонецкой губернии
(по данным переписи 1897 г.)

Основные показателиМужчиныЖенщиныВсего
Население губернии171 718 192 438 364 156
Неграмотных 112 060 173 163285 223
(то же в %) 62,25% 89,98% 78,32%
грамотных56 658 19 27578 933
(то же в %)34,74% 10,01% 21,67%
Учащихся в высших учебных заведениях278 15 293
(то же в %) 0,16% 0,01% 0,08%
Учащихся в средних учебных заведениях 22611966 4227
(то же в %) 1,31% 1,02%1,16%
Всего учащихся в высших и средних учебных заведениях 253919814520
(то же в %)1,44%1,03%1,24%

Назад Далее

Техническая поддержка портала
Создано 23 сентября 2003. Отредактировано 23 сентября 2003.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.