Вы находитесь на неактуальной версии Официального интернет-портала Республики Карелия.
Переход на модернизированную версию Официального интернет-портала Республики Карелия: http://gov.karelia.ru/.
Обращаем внимание, что модернизированная версия Официального интернет-портала Республики Карелия находится в статусе бета-тестирования.

Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Доклад Министра Министерства государственной собственности РК А.П.Мухина
на "Часе правительства" 15.12.98г.

"О выполнении Закона РК "Об управлении имуществом,
находящимся в государственной собственности РК"

Уважаемые депутаты!

Деятельность по управлению государственным имуществом в республике регламентируется Законом РК "Об управлении имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Карелия", а также другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Республики Карелия в области приватизации и управления собственностью.

Действующая редакция Закона РК "Об управлении имуществом, находящимся в государственной собственности республики Карелия" была принята в июле 1997 года, то есть 1,5 года назад. За это время Правительством республики были разработаны и приняты нормативные акты, обеспечивающие реализацию закона, а также внесены в Законодательное Собрание РК предложения по приведению в соответствие с ним действующих республиканских законов. Всего было принято 14 законов и постановлений Законодательного Собрания, 94 постановления и распоряжения Председателя Правительства РК.

Работа Правительства по выполнению закона ведется по следующим направлениям:

  • учет государственного имущества, разграничение государственной собственности между Российской Федерацией, Республикой Карелия и муниципальными образованиями, управление и распоряжение имуществом государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, находящихся в собственности Республики Карелия, анализ финансового состояния госпредприятий;
  • приватизация и работа с хозяйственными обществами по обеспечению представления интересов республики в органах управления этих обществ; сдача в аренду государственного имущества;
  • контроль за целевым и эффективным использованием государственного имущества, защита имущественных интересов Республики Карелия, правовое обеспечение сделок с имуществом республики;
  • обеспечение соответствия закона действующему законодательству,
  • совершенствование нормативной базы по реализации закона.

В соответствии с требованиями ст.23 закона об управлении имуществом в целях обеспечения должного учета в 1999 году планируется провести первый этап инвентаризации государственного имущества. Уже сейчас ведется подготовительная работа по проведению текущей инвентаризации силами министерств, ведомств, государственных предприятий и учреждений РК под общим руководством Мингоссобственности.

Осуществление всестороннего учета государственного имущества, включая автотранспортные средства, объекты незавершенного строительства, неустановленное и неиспользуемое оборудование, будет способствовать совершенствованию механизмов управления и распоряжения этим имуществом, выработке мероприятий по его более эффективному использованию. Данные, полученные в ходе инвентаризации будут обобщены, проанализированы и внесены в реестр государственного имущества республики.

Важнейшей задачей Правительства является также обеспечение устойчивого функционирования государственных предприятий. На сегодняшний день на территории республики действуют 150 государственных предприятий республиканского подчинения. Управление государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, осуществляется с учетом требований ст.17,18 закона, предусматривающих возможность разделения функций по управлению предприятиями между Мингоссобственностью и отраслевыми министерствами. Так, ряду министерств и государственных комитетов предоставлено право утверждения уставов государственных предприятий и заключения контрактов с их руководителями.

Мингоссобственность РК по поручению Председателя Правительства РК выступает от имени Республики Карелия в качестве учредителя государственных унитарных предприятий, совместно с отраслевыми министерствами готовит предложения об их создании, реорганизации или ликвидации, закрепляет за ними имущество на праве хозяйственного ведения, осуществляет контроль за его эффективным использованием.

За отчетный период вновь создано 4 предприятия ( ГУП "Сортавальска ПМК", ГУП "Тахкоярви", ГУП "Радиоком", ГУП "Эссойльская ПМК10"), реорганизовано 5 предприятий, ликвидировано - 3.

В настоящее время проводится работа по выявлению предприятий, не осуществляющих хозяйственную деятельность с последующей процедурой их ликвидации. В целях обеспечения должного уровня управляемости предприятий, повышения эффективности использования переданного им имущества разработаны и будут внедряться новые редакции примерного Устава государственного унитарного предприятия и контракта, заключаемого с его руководителем.

Распоряжением Мингоссобственности утверждено ежеквартальное представление государственными предприятиями бухгалтерской отчетности для анализа их финансово-хозяйственной деятельности. С июня 1998 года введена практика заслушивания отчетов руководителей государственных предприятий на балансовых комиссиях, проводимых в Мингоссобственности РК с участием представителей отраслевых министерств. На сегодняшний день проведено 45 заседаний балансовой комиссии.

Большинство государственных предприятий производят продукцию и услуги, финансирование которых предусматривается из республиканского и местных бюджетов, и отсутствие такового ставит их в сложное финансовое положение. К таким предприятиям относятся предприятия сельского хозяйства и пищевой промышленности, районные типографии, фармацевтические и геологоразведочные предприятия и ряд других. При этом предприятия продолжают поставлять продукцию и услуги для государственных нужд. На них начисляются пени за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей. Сейчас Мингоссобственность совместно с Минфином и отраслевыми министерствами решает эти проблемы, которые дают положительные результаты. По рекомендации балансовой комиссии организуется выезд специалистов для изучения положения дел на местах и оказания практической помощи (Сортавала, Питкяранта, Ляскеля).

Продолжается работа по разграничению государственной собственности между Российской Федерацией, Республикой Карелия и муниципальными образованиями. За период с июля 1997 г. по настоящее время в рамках выполнения Закона РК "О внесении изменений и дополнений в Закон РК "О порядке передачи объектов государственной собственности РК в муниципальную собственность" и данного Закона РК было выпущено 64 Постановления Председателя Правительства РК, 4 Закона Республики Карелия о передаче государственного имущества РК в муниципальную собственность городов и районов республики.

Подписано 16 Распоряжений Председателя Правительства по согласованию перечней федерального имущества, передаваемого в муниципальную собственность. Внесено в установленном порядке в Законодательное Собрание 2 проекта: постановления и закона Республики Карелия по перечням передаваемого имущества. (О передаче из федеральной в республиканскую собственность 578 военного металлообрабатывающего завода; О передаче мелиоративных сетей в федеральную собственность).

За истекший период передано в муниципальную собственность в порядке разграничения собственности и в целях освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию и обслуживанию жилых зданий и объектов социально- культурного назначения:

    - 3434 жилых дома (включая общежития);
    - 111 объектов жилищно-коммунального хозяйства;
    - 43 объекта социально-культурного назначения;
    - 111 единиц оборудования, техники, машин, предназначенных для обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Правительство Республики Карелия проводит также работу по передаче из федеральной собственности в собственность Республики Карелия пакетов акций стратегически важных предприятий хлебопродуктообеспечения и совместно с Законодательным Собранием РК - акций ОАО "Беломорско-Онежское пароходство".

В настоящее время Правительством республики разрабаты вается Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Карелия, неотъемлемой частью которого является Соглашение о разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Карелия.

В соответствии со ст.20 закона осуществляется контроль за целевым использованием имущества, закрепленного за государственными учреждениями на праве оперативного управления. В государственной собственности республики в настоящее время находится 153 учреждения.

В случае наличия у учреждений излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению государственного имущества осуществляется его изъятие и передача другим учреждениям, предприятиям, либо распоряжение им другим образом в соответствии с действующим законодательством. Так, в 1998 году улучшена материально-техническая база противотуберкулезного диспансера путем передачи профилактория "Хвойный"в п.Соломенном Министерству здравоохранения РК, а Министерству социальной защиты РК передан профилакторий "Черемушки" в п.Спасская губа под психо-неврологический диспансер, что позволило ликвидировать психодиспансер в п. Надвоицах, постройки 1950 годов не отвечающие санитарным требованиям.

За 1998 год изъято из оперативного управления госучреждений более 60 единиц неэффективно используемого оборудования и передано другим учреждениям и предприятиям.

В частности, Беломорскому району осенью этого года были переданы два новых котлоагрегата, изъятые из оперативного управления Лесотехнической школы для обеспечения теплом пос. Золотец.

В ходе совместных с другими министерствами проверок выявлено, что на балансах учреждений не учтен ряд объектов недвижимости, на некоторые объекты отсутствуют технические паспорта, в ряде общеобразовательных учреждений в уставах отсутствует раздел "Имущество госучреждения".

Кроме использования государственного имущества в режиме хозяйственного ведения и оперативного управления 158 объектов недвижимости общей площадью 29 тыс.кв. м сдается в аренду.

Порядок сдачи государственного имущества республики в аренду регулируется ст.12 Закона и Положением, утвержденным Председателем Правительства РК. Большая часть из сдаваемых в аренду объектов недвижимости имеет значительный износ и требует существенных затрат на ремонт. Отвлечение на эти цели бюджетных средств в существующих условиях практически невозможно. В свою очередь не проведение восстановительных ремонтов зданий может привести к утрате возможности их частичной или полной эксплуатации. Считаем, что данную проблему в настоящий момент можно решать только путем проведения капремонтов за счет средств арендаторов при частичном зачете произведенных расходов в счет арендной платы. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в действующее Положение об аренде и предусмотреть расходную статью в республиканском бюджете.

На сегодняшний день непосредственно Мингоссобственностью заключено 106 договоров аренды государственного недвижимого имущества РК. Кроме того, производится согласование сдачи в аренду и учет 52-х договоров аренды, заключаемых государственными предприятиями и отдельными учреждениями в соответствии с действующим законодательством.

За 11 месяцев 1998г. обеспечено поступление средств в республиканский бюджет от сдачи в аренду государственного имущества в сумме 1428,2 тыс.руб. при плановом задании 1833,3 тыс.руб., что составило 77,9%.

Во втором полугодии передано и рассмотрено в Высшем арбитражном суде РК 12 исков Мингоссобственности в отношении недобросовестных арендаторов. В результате приняты решения о взыскании задолженности на общую сумму 389 тыс.руб. Для сравнения можно сказать, что в первом полугодии было рассмотрено всего лишь 3 иска.

Всего в процессе приватизации в государственной собственности Республики Карелия были закреплены пакеты акций 74 предприятий, имеющих социально- экономическое значение для республики. Доля государства в уставных капиталах этих предприятий составляет от 9 до 51%, в большей части эта доля менее 20%.

В настоящее время в результате применения процедур банкротства, передачи пакетов акций предприятий, имеющих местное значение в муниципальную собственность и по другим причинам в государственной собственности Республики Карелия остались пакеты акций 60 предприятий.

Кроме того, в государственной собственности Республики Карелия находятся пакеты акций и доли в 36 хозяйственных обществах, созданных не в процессе приватизации, а в порядке, предусмотренном статьями 19,21 Закона РК "Об управлении имуществом...".

За последние 1,5 года Республика Карелия выступила участником следующих акционерных обществ и некоммерческих организаций:

  • ООО "Издательский дом " Карелия" - 51%
  • ОАО "Карельская рыболовная компания" - 20%
  • ОАО "Карелингосстрах" - 11%
  • "Российская ипотечная ассоциация" - взнос 36 т.руб.
  • Ассоциация "Центр энергетической эффективности" - взнос 16 т.руб
  • ОАО"Белые ключи" - 75.1%
  • ОАО"Петронет" - 43%
  • ОАО "Климатобальнеологический санаторий "Кивач" - 26%
  • ООО " Карельский гранит" - 19 %
  • ООО " Издательский дом "Петропресс" - 43,3%

Управление принадлежащими республике долями и пакетами акций осуществляется через институты представителей государства в органах управления хозяйственных обществ и доверительного управления в порядке, установленном статьями 19 и 15 закона.

В настоящее время представление интересов республики в органах управления хозяйственных обществ осуществляется только через представителей государства. Представители Республики Карелия назначены в органы управления 72-х хозяйственных обществ. В обществах, представляющих для государства повышенный интерес, произведена замена представителей государства на государственных служащих, занимающих руководящие должности. Так, смена представителей произведена в органах управления хозяйственных обществ: "Надвоицкий алюминиевый завод", "ОТЗ","Судостроительный завод "Авангард","Кареллеспром", Геллефлинт". Идет назначение представителей государства в обществах, пакеты акций которых ранее были переданы в доверительное управление.

Отчуждение государственного имущества Республики Карелия в форме продажи осуществляется в соответствии с Законом о приватизации. За последние 1,5 года рассмотрено 27 заявок на продажу (приватизацию) государственного имущества, в том числе принято решение о продаже на аукционе 24 единиц автомобильного транспорта, 4 объектов недвижимости (неиспользуемые нежилые здания).

В результате продажи пакетов акций на инвестиционных конкурсах привлечены инвестиции в общей сумме 67 млн.рублей для развития открытых акционерных обществ "Порфирит", "Гранит", "Электросвязь", "Росика". Так, в ОАО "Порфирит" начато освоение Восозерского месторождения габбродиабазов для производства строительного щебня, что позволило создать дополнительно 15 рабочих мест, а в ближайшем будущем позволит увеличить объемы производства, обеспечив тем самым жизнеспособность предприятия.

Инвестиции в ОАО "Гранит" направлены на расширение щебеночного производства (11,8 млн.руб.)

ОАО "Росика" полученные инвестиции направляет на техническое перевооружение нефтебазы, на модернизацию автозаправочных станций. Инвестиции в объеме 9,1 млн.долларов США в ОАО "Электросвязь" позволили произвести значительный объем работ для развития в г.Петрозаводске цифровой телекоммуникационной связи, интегрированной в существующую общегосударственную систему автоматизированной телефонной связи. Результатом работы по привлечению инвестиций является перевод сети ГТС на шестизначную нумерацию, введение в эксплуатацию опорной телефонной станции на 12 тыс. точек подключения, в том числе на 3500 номеров в микрорайоне "Перевалка", 5000 номеров в центре города.

В рамках статьи 24 закона осуществляется контроль за использованием государственного имущества, за законностью приобретения (приватизации) государственного имущества юридическими и физическими лицами. Ведется претензионно-исковая работа по защите имущественных интересов республики.

В частности, возвращены в государственную собственность в судебном порядке:

  • здания, сооружения, оборудование Петрозаводского лесопильно-мебельного комбината, которые в основном переданы г.Петрозаводску в безвозмездное пользование с обязательными условиями обеспечения бесперебойного теплоснабжения микрорайона "Соломенное", организации постоянной работы основных производств, в том числе лесопиления, изготовления мебели и другой продукции деревообработки с созданием не менее 300 рабочих мест;
  • здание площадью более 3,5 тыс.кв.м по ул.Красная,33 в г.Петрозаводске, ранее незаконно приобретенное АО "Карелпроект", в котором планируется размещение федеральной службы судебных приставов, Верховного суда и Министерства юстиции РК;
  • здание на пл.Кирова,10а в г.Петрозаводске, являющееся историческим памятником.

В процессе практической работы при подготовке решений по отчуждению и приобретению имущества из государственной и в государственную собственность РК возникают определенные сложности по применению законов РК, разграничивающих полномочия между Законодательным Собранием РК и Председателем Правительства РК.

Учитывая ограниченные возможности Председателя Правительства РК по оперативному распоряжению государственным имуществом, что стало особенно актуально в условиях роста цен, целесообразно увеличить минимальный размер сделок, заключаемых по решению Председателя Правительства РК. В этой связи Мингоссобственностью готовятся предложения по внесению соответствующих изменений в законы "Об управлении имуществом, находящимся в государственной собственности РК" и "О максимальном размере сделок с имуществом государственной собственности РК, заключаемых без согласия Законодательного Собрания РК".

Завершая свое выступление, хотелось бы отметить, что законодательно-нормативная база, обеспечивающая управление имуществом Республики Карелия заложена. Практический опыт ее реализации накоплен, дальнейшие ориентиры определены. Все остальное в наших с Вами силах, искренне надеемся на дальнейшее плодотворное и конструктивное сотрудничество, начало которому уже положено.

Техническая поддержка портала
Создано 28 декабря 1998. Отредактировано 28 декабря 1998.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.