Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия
 
  |О Карелии |Символика   | Правовые акты |  Программы | Газета "Карелия" |Справочники |  
Карта портала Поиск Новое на сайте О портале
Доклад заместителя министра
Министерства по делам печати, информатизациии связям с общественностью РК Мешкова А.И.
"Роль СМИ в диалоге общества и конфессий"

Уважаемые друзья!

В первую очередь я хотел бы поблагодарить организаторов семинара за предоставленную нашему министерству возможность выступить перед вами с размышлениями на тему о роли средств массовой информации в тех процессах, которые стали сегодня предметом нашего изучения и обсуждения. Министерство по делам печати, информатизации и связям с общественностью - самое молодое в составе карельского правительства. Мы в начале пути, когда особо важной становится задача осознания собственного места в процессах, которые происходят в обществе, поиска наиболее эффективного решения проблем. Первый опыт, в том числе опыт работы с конфессиями, мы уже имеем. Получению этого опыта способствовал юбилей - 775-летие крещения карелов и информационное сопровождение этого юбилея. Подробнее об этом опыте совместной работы расскажет Ольга Ивановна Сидловская, заведующая информационно-издательским отделом Петрозаводской и Карельской епархии. В министерстве накапливается опыт работы и с другими конфессиями.

Свое выступление я хотел бы посвятить рассуждениям о роли средств массовой информации в диалоге общества и конфессий. Для того, чтобы оценить эту роль, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • Существует ли в Карелии религиозная журналистика
  • Адекватно ли отображает события религиозной жизни светская пресса
  • Что мешает конфессиям свободно сотрудничать со средствами массовой информации
  • Как устранить противоречия, существующие между церковью и средствами массовой информации

Как вы знаете, наша пресса живет в рамках, определенных законом РФ "О средствах массовой информации". Основные положения этого закона сводятся к тому, что пресса свободна от любого влияния, решение о публикации материалов и политической линии издания принимает главный редактор газеты. Закон определяет и ряд ограничений в профессиональной деятельности журналиста. Так, ст. 51 Закона "О СМИ" запрещает использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам отношения к религии.

Какова же в такой ситуации роль государства? Вот как ее определяет министр печати России Михаил Лесин: "Главная задача государства в сфере управления СМИ заключается в том, чтобы стимулировать на сегодняшний день создание экономической ситуации для развития СМИ, стимулировать создание системы самоорганизации и системы позиционирования СМИ именно как бизнеса." Для нас в этой цитате важно такое понятие, как самоорганизация СМИ. Мы к нему еще вернемся.

Итак, вопрос первый: существует ли у нас религиозная журналистика?

В России до 17-го года такая журналистика была, существовала она и в советский период, как религиозная публицистика эмиграции и самое важное - как подпольная религиозная журналистика. В последнее десятилетие демократизации нашей страны она двигалась по двум основным направлениям: конфессиональное и светское.

Конфессиональное - это профильные издания, принадлежащие той или иной организации, а светское - это труды журналистов, работающих в светских изданиях. Когда человек работает в конфессиональных СМИ, главный импульс - это проповедь, желание донести до читателя мнение общины и ее идеологию. В этой ситуации журналист накладывает какие-то стилистические и жанровые ограничения, добровольно подчиняя себя определенной задаче.

Светское направление более независимое, разношерстное, разнообразное. Оно пытается описывать многообразную религиозную жизнь, бурлящую вокруг нас. Поэтому светское направление религиозной журналистики можно отнести к разряду экспертной журналистики наравне с журналистикой политической и экономической. О политической значимости религиозной темы в российском медийном пространстве отдельно говорить, полагаю, не нужно. В Карелии говорить о развитости конфессиональной журналистики пока еще рано, есть лишь отдельные религиозные издания и отдельные вкрапления в светские издания (например, в газетах "Карелия", "ТВР-панорама", в ряде районных газет), есть интересный опыт выхода религиозной информации в глобальную сеть Интернет.

Религиозную журналистику принято относить к журналистике, занимающейся социальными и культурными вопросами. Какие темы входят в круг интересов религиозной журналистики? Если говорить в самых общих чертах, это следующие темы. Отношения церкви и государства - это сегодня тема номер один, к которой всё чаще и чаще обращаются наши коллеги. К сожалению, сегодня присутствие религиозной тематики в СМИ сводится к сочинению привлекательных историй, направленных на привлечение читательского внимания. В последнее время в обществе распространилось такое мнение, что, когда говорят о религии, это уже хорошо. Критическое мышление в отношении религии (как, например, в отношении политики или экономики) в современном обществе не развито. Религия воспринимается как дело посвящённых, и большинство изданий просто не знают, как освещать эту тему и ограничиваются сообщениями об официальных церковных событиях. Другая крайность заключается в том, что СМИ тиражируют связанные с религией скандалы. Таким образом, в светских СМИ религия присутствует зачастую в качестве либо официоза, либо скандала.

Профессионально пишущие журналисты редко затрагивают религиозную тему, но если затрагивает, то пишут качественно. Такое серьёзное отношение к религиозной теме связанно с тем, что за последние годы многие профессиональные журналисты воцерковились. Серьёзное отношение к собственной вере рождает и ответственное отношение к освещению религиозной темы в СМИ. Таким образом, процесс саморегулирования в СМИ идет пока преимущественно на личностном уровне.

Адекватно ли отображает события религиозной жизни светская пресса?

Что мешает конфессиям свободно сотрудничать со средствами массовой информации?

Для поддержания аудитории СМИ требуют скандальности, которую чаще всего порождают сами журналисты. Замечено, что чем менее профессионально подготовлен журналист, тем больше его интересуют скандалы. Со своей стороны, представители конфессий не довольны неадекватным отражением религиозной жизни. В качестве иллюстрации этой мысли давайте вспомним недавнюю историю с так называемым (цитирую терминологию одного из средств массовой информации) "черного исламского списка журналистов, депутатов и чиновников" на территории Карелии. В этом же ряду можно вспомнить и примеры антиправославных кампаний в российской прессе. Напомню, первая была связана с возможностью передачи Церкви используемых ею сегодня сельхозземель, и вторая - в связи с введением предмета "Православная культура" для средней школы. Оставим это на совести тех, кто развязывал такие кампании.

Эта скандальная в своей основе история наглядно иллюстрирует негативный опыт, когда журналисты остро критически высказываются о действиях конфессии, а представители конфессии недовольны реакцией журналистов. Вряд ли кто-то станет думать, что за этими информационными волнами стоит российское государство В основе подобных историй, лежит, на мой взгляд, поверхностное исследование журналистом факта, и как следствие - сенсационная и поверхностная его подача. Подобная практика не способствует налаживанию диалога общества и конфессии. Продолжение подобной практики укрепляет страх того, что средства массовой информации могут исказить информацию и не позволяет конфессиям свободно сотрудничать с ними. С обеих сторон идёт своего рода скрытая война.

Как устранить противоречия, существующие между церковью и средствами массовой информации?

Свобода вероисповедания неотделима от свободы печати. Каждый верующий может свободно исповедовать свои убеждения и распространять их, в том числе - в средствах массовой информации. СМИ необходимо начать серьёзнее относиться к религии, прежде всего сообщая факты, а не выражая свое мнение. Вместе с тем СМИ призваны давать и экспертную оценку происходящим событиям. Однако личная религиозность или безрелигиозность журналиста, пишущего на религиозную тему, не должна оказывать решающего влияния на содержание его материала.

Взаимодействие Церкви с СМИ, с нашей точки зрения, не сводится к проблеме большего присутствия церковной тематики в светских СМИ. Да, очевидно, что церковная жизнь бедно представлена, например, на федеральных телеканалах. У телезрителя зачастую складывается впечатление, что Церковь живет от одного торжественного мероприятия до другого с обязательным присутствием государственных чиновников.

Но мы понимаем, что адекватно передать в публичной сфере реальную жизнь Церкви - трудно, а может и просто невозможно. Необходимы новые подходы, новые решения, которые могут предложить только профессиональные журналисты, реально знакомые с церковной жизнью. Кроме того, слишком активное присутствие Церкви в социально-политической сфере, в сфере СМИ, - а мы помним уроки русской истории, - чревато вспышкой антирелигиозных настроений, которые в своей слепоте могут разрушить многое положительное. Как говориться, вместе с водой из ванночки выплеснуть и ребенка.

И если кто-то желает большего присутствия Церкви в СМИ, ему надо понимать, что это вопрос не количества, а качества.

Ответив на перечисленные выше вопросы, можно отвечать на традиционный вопрос "что делать". Главное во взаимодействии СМИ и религии - это реализация конституционного принципа свободы совести, положений законодательства о религиозных объединениях, которое запрещает воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания.

Процесс выстраивания взаимоотношений церкви и СМИ идет и у нас в Карелии, и в целом в России. Существуют Гильдия религиозной журналистики Медиасоюза, Факультет журналистики МГУ, Кафедра религиоведения Российской академии государственной службы, Центр истории религии и церкви (Институт всеобщей истории РАН). Статус религиозной журналистики в России решено повышать с помощью Методического совета по освещению религиозной тематики в СМИ при Минпечати, через инициативы Гильдии религиозной журналистики Медиасоюза, в тесном взаимодействии с конфессиональными изданиями и конфессиональными журналистскими ассоциациями.

Обсуждается идея подготовки спецкурса по религиозной журналистике для журфаков и организации системы повышения квалификации для тех коллег, которые хотят специализироваться в религиозной тематике. Необходимо также доводить до сознания руководителей СМИ, что религиозная журналистика относится к экспертной и наступило время это признать.

У этой темы есть еще один серьезный аспект. Известны случаи, когда в Великобритании или Австрии запрещались к показу фильмы, оскорбляющие чувства верующих. В России подобные действия попадают под понятие "цензура" и запрещены законом. Европейский Суд по правам человека признал законность требований о запрете подобных фильмов. Здесь мы сталкиваемся с противоречием. Ратифицировав в 1998 году Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Российская Федерация признала тем самым юрисдикцию Европейского суда. Но в законодательстве Российской Федерации не содержится правомерных ограничений свободы массовой информации, направленных на защиту религиозных чувств граждан. Поэтому любые оскорбления в СМИ религиозных чувств граждан не могут повлечь за собою мер ответственности, за исключением тех случаев, когда оскорбления религиозных чувств групп граждан связаны с клеветой или оскорблением конкретных граждан.

То есть, на сегодняшний день законы в России не препятствуют распространению фильмов и др. материалов в средствах массовой коммуникации, явно наносящих оскорбление религиозным чувствам граждан, подобных тем, которые были запрещены и конфискованы властями Австрии и Великобритании.

Для обеспечения защиты религиозных чувств граждан от возможных злоупотреблений свободой массовой информации необходимо установление в федеральном законе ограничений на распространение информации, наносящей оскорбление религиозным чувствам значительного числа граждан. При этом правовые нормы закона должны быть сформулированы с достаточной степенью конкретности, позволяющей любому лицу, распространяющему публично информацию и идеи сверять свои действия с законом.

К решению этой проблемы, несомненно, должны подключиться депутаты Государственной Думы РФ. О том, что такой вопрос назрел, свидетельствует и тот факт, что на прошлой неделе, 18 марта состоялось учредительное заседание Общественно-депутатской комиссии "В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей в России". Главной целью работы новой комиссии является "объединение усилий парламентариев, духовенства и общественности для разработки и содействия прохождению в Госдуме законопроектов, ориентированных на поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей, духовных устоев общества и государства".

Представители религиозных объединений, среди которых Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Совета муфтий шейх Гайнутдин, шейх Албогачиев, главный раввин России Берл Лазар, глава Буддийской сангхи России Аюшев и другие, в своих выступлениях "высказали полную поддержку инициативы, которая призвана поставить барьер распространению духовной отравы и защитить убеждения и интересы народов России".

Так в чем же заключено сотрудничество? Каким оно может быть, в чем его стратегия - если говорить о XXI веке? По сравнению с началом 90-х гг. ситуация в российском обществе существенно изменилась. В разных сферах государственной и общественной жизни трудятся верующие. Сегодня они - не только рядовые сотрудники. Среди них есть руководители среднего и высшего звена. Это относится и к работникам средств массовой информации.

И все же наиболее серьезные перемены произойдут не в результате деклараций, а станут итогом повседневного труда верующих, которые своим поведением в обществе смогут менять нравственный климат общества в целом, а вслед за этим и нравственный климат в такой важной части общества, которой являются средства массовой информации.

Техническая поддержка портала
Создано 27 марта 2003. Отредактировано 27 марта 2003.
© Администрация Главы Республики Карелия, 1998-2019
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна.